Иеромонах Иоанн (Гуайта) – о назначении архиепископа Челестино Мильоре апостольским нунцием в России

Мы публикуем комментарий иеромонаха Иоанна (Гуайты) по поводу назначения архиепископа Челестино Мильоре апостольским нунцием в России.

 


Назначение архиепископа Челестино Мильоре апостольским нунцием в Россию произошло практически на следующий день после встречи папы с патриархом Кириллом - 13 февраля. И Ватикан, и Московский патриархат говорили, что они довольны работой предыдущего нунция архиепископа Ивана Юрковича, и, действительно, за время его работы не было никаких серьезных конфликтов или проблем между двумя Церквами. Поэтому назначение нового человека сразу после встречи, скорее всего, означает желание более активно развивать отношения.

Архиепископ Мильоре — безусловно, один из лучших дипломатов Святого престола. Хотя и относительно молодой (1952 года рождения), он очень опытный, поскольку занимается дипломатической деятельностью с 1980 года. Как и все нунции, бывал в самых разных странах: он работал секретарем нунциатуры в Анголе, потом в США, Египте, Польше. В 1992 году он стал постоянным наблюдателем Святого престола при Совете Европы, а с 1995 года — заместителем Государственного секретаря Ватикана по отношениям с государствами, что фактически означает замминистра иностранных дел, если брать соответствие из светской дипломатии. Это очень важное место, и не удивительно, что в 2002 году он был назначен постоянным наблюдателем Святого престола при ООН. Как раз тогда он и стал архиепископом, а в 2010 году стал нунцием в Польше.

Его карьера показывает, что это один из самых компетентных дипломатов в Ватикане, и, на мой взгляд, его назначение, как я уже сказал, прежде всего имеет целью развивать отношения с Московской патриархией.

Как известно, эти отношения были разными: в 1990-е годы они были более чем напряженные, а по-настоящему стали улучшаться после назначения в 2002 году нунцием в Москве монсеньора Антонио Меннини. Архиепископ Меннини пробыл в России восемь лет — это случается крайне редко в ватиканской дипломатии, чтобы нунций так долго задержался на своем посту, фактически два срока. Это произошло именно из-за того, что во многом благодаря его деятельности отношения между Московской патриархией и Святым престолом стали все больше и больше развиваться.

Сейчас новый нунций начинает свое служение в Москве в совершенно другой ситуации. Слава Богу, сегодня между двумя Церквами не только нет «холодной войны», как было в 1990-е годы, но и состоялась главная встреча их предстоятелей, которой так долго ждали. Очевидно, новый нунций будет развивать эти отношения. Как? Для того, чтобы это понять, надо посмотреть, что написано в Декларации папы и патриарха, принятой на Кубе. Там несколько направлений деятельности - и совместные инициативы уже начались. Например, не очень многочисленная, но весьма авторитетная делегация из представителей духовных школ Московской патриархии побывала в Риме и посетила различные папские университеты и т.д. И на уровне духовного образования, и на уровне издательского дела — фактически по всем направлениям - отношения стали развиваться, и это, безусловно, задача номер один нового нунция. Среди прочего не исключается и организация возможных новых встреч предстоятелей двух Церквей, об этом патриарх Кирилл говорил сразу после встречи на Кубе.  

Однако не надо забывать и о другой стороне деятельности нунция, которая, на самом деле, главная. Ведь нунций — это представитель Святого престола в государстве, в какой-то стране, и теоретически главная его задача — отношения с правительством данной страны. Это тем более важно, что последние примерно 25 лет отношения между Ватиканом и Российской Федерацией динамично развивались, не было никаких кризисов.

Обращает на себя внимание еще одно интересное обстоятельство. Несколько дней назад в итальянской прессе появился неожиданный документ — был опубликован текст одной служебной записки, написанной американским послом при Ватикане в ноябре 2002 года, фактически через неделю после того, как Челестино Мильоре был назначен наблюдателем Святого престола при ООН. Посол пишет в ней, что вот, дескать, Святой престол хочет разыграть лучшую свою карту. А дальше можно прочитать, что Мильоре — один из самых открытых ватиканских дипломатов, помогал разрешить самые разные проблемы, однако, отмечает посол, это вовсе не означает, что Мильоре думает как американец. Он итальянец до мозга костей и видит мир через призму Европы. И даже по поводу американской политики иногда высказывал свои весьма критические замечания. Например, в разговоре с американским послом после терактов 11 сентября Мильоре сказал: «В конце концов, Бен Ладен — ваше создание». В данном контексте весьма смелое утверждение, как вы понимаете. То есть это самостоятельно мыслящий человек со своей позицией, хотя и опытный уравновешенный дипломат. В этом смысле его назначение в Москву тоже показательно.  

Другой пример смелости Мильоре и его умения четко формулировать свою позицию. В 2008 году, когда архиепископ был наблюдателем Ватикана при ООН, поступило предложение от французского правительства узаконить гомосексуализм во всем мире. Ватикан не является членом ООН и не имеет там права голоса, но постоянный наблюдатель от Святого престола может выражать свое мнение по разным вопросам. Мильоре в данном случае занял весьма взвешенную позицию, сказав, что все относящееся к уважению к человеку, все, что против дискриминации, есть часть католического духовного наследия, и это относится ко всем людям, в том числе к гомосексуалистам. Одновременно он высказался категорически против этого предложения, именно потому, как он сказал, что оно таит в себе угрозу дискриминации — поскольку те государства, которые не готовы узаконить гомосексуализм, могут превратиться в объект постоянного давления ООН, а это уже дискриминация.

Так что назначение в Россию такого опытного дипломата, когда она испытывает трудности — все-таки страна находится в определенной изоляции, переживает экономический кризис и имеет серьезные проблемы внутреннего характера, связанные с украинским вопросом, с санкциями — тоже примечательно.