13 мая 2016 года в Москве в гостинице «Космос» состоялся организованный партией «Коммунисты России» учредительный съезд общественной организации «Атеисты России».
Делегаты съезда из 50 регионов страны заполнили гостиничный зал «Сатурн» практически до отказа. Вдоль стен зала были развешаны портреты Ленина, Маркса, Энгельса, Герцена, Эйнштейна, Шолохова и других, надо понимать, приверженцев естественно-научного мировоззрения. Съезд, собственно, и выступил с инициативой объединить сторонников этого мировоззрения, чтобы «остановить клерикализацию страны, защитить права всех атеистов и создать влиятельную и активно действующую организацию, которая дала бы политический бой мракобесию», как было сказано в заявлении учредителей. Собрание проходило под девизом «За свет науки, против мракобесия!».
Мандатная комиссия скрупулезно подсчитала число участников съезда (289 человек), выяснив их профессиональную принадлежность и даже возраст. У нее получилось, что средний возраст делегатов — 50 лет, но на сторонний взгляд можно было смело накинуть еще лет пять — в зале сидели в основном люди предпенсионного и пенсионного возраста. Из них, как подсчитала та же мандатная комиссия, 20% — рабочие, 15% — служащие; 30% делегатов имели опыт преподавательской деятельности или ученую степень, 15 человек — статус депутатов представительских органов власти или местного самоуправления. 45% участников съезда были членами партии «Коммунисты России», 55% — беспартийные. Представителей других партий на съезде не было.
С установочным докладом выступил председатель оргкомитета съезда депутат Верховного Совета Хакасии и член политбюро ЦК партии «Коммунисты России» Илья Ульянов (Республика Хакасия —единственный регион, где «Коммунисты России» смогли в 2013 году получить представительство в парламенте; партия остается достаточно маргинальной). Начал он с цитаты Энгельса, что «всякая религия является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, – отражением, в котором земные силы принимают форму неземных». Помянув далее формулировку Ленина о «духовной сивухе», которая превращает людей в рабов, Ульянов перешел к выводу, что в основе религиозного мировоззрения лежит антинаучная теория. Религия как бы усыпляет сознание человека, и вместо целеустремленного участия в общем труде человек оказывается заперт в узком мирке эгоистичной установки на личное спасение. Антирелигиозная пропаганда, по его мнению, главной своей задачей должна ставить просвещение, освобождение сознания от антинаучных взглядов. Но в 1991 году к власти в России пришли капиталисты, которые, в своих корыстных интересах (поскольку церковь всегда работает на власть), разбудили подконтрольную государству в советский период церковь. И теперь разросшиеся бюрократические структуры церкви диктуют обществу свои требования вплоть до реституции. «Цель съезда — сформировать максимально широкую прогрессивную общественную организацию, которая объединила бы людей, опирающихся на научный анализ действительности и позволила бы добиться реального соблюдения положения Конституции России о светском характере государства», — сказал Ульянов. Общество «Атеисты России» намерено противостоять стремлению религиозных институтов оказывать влияние на образование и культуру, их попыткам беспардонно вмешиваться в жизнь российского общества, вести строительство культовых сооружений с применением уплотнительной застройки, тяге к роскоши и обогащению церковных иерархов. «Народу навязали веру в бога», — констатировал Ульянов. Меж тем в партии с уважением относятся к чувствам верующих — но не к церковной бюрократии, которой члены партии намерены дать отпор. Если есть закон о защите прав верующих, должен быть закон и о защите прав атеистов.
В советские годы лучшие научно-технические силы были сконцентрированы в коммунистической партии, отметил оратор, но эта партия не оправдала доверия граждан. Позднее руководство КПРФ пошло на сговор с религиозными организациями, атеистическое сообщество осталось без политической опоры. А теперь заискивание зюгановской верхушки перед церковными иерархами носит все более скандальный характер, «доходит до сюрреализма». Под сюрреализмом Ульянов имел в виду поведение депутата Госдумы от КПРФ Павла Дорохина, который 5 мая присутствовал на генеральной аудиенции папы Римского в Ватикане и подарил ему георгиевскую ленточку. «Дорохин, очевидно, не знает о сотрудничестве Ватикана с фашистским режимом», — заметил председатель оргкомитета.
В обществе ускоренными темпами идет деградация, продолжил он, и этот процесс поддерживается властью. Разрушена система образования, за последние двадцатилетие открыто 20 тысяч храмов и закрыто 20 тысяч школ. (делегат из Татарстана Татьяна Гурьева также отметила, что в республике не в каждой деревне есть школа, но в каждой деревне есть мечеть). Необходимо мобилизовать общество на защиту институтов культуры от религиозных догматов. Жизненно важно не дать обществу свалиться в яму мракобесия. Нужны ячейки общества во всех регионах и координация действий между ними. Одновременно необходимо дать отпор «зюгановщине»: коммунист — значит атеист, никаких верующих коммунистов быть не должно.
Этот тезис, однако, стал главным спорным моментом съезда. Противоположную точку зрения сформулировал Михаил Машковцев — бывший губернатор Камчатки, а ныне секретарь ЦК партии и журналист. Он тоже начал с цитаты классиков, а именно, ленинских слов о том, что не нужно «выдвигать религиозный вопрос на первое место, отнюдь ему не принадлежащее» и «допускать раздробление сил… ради третьестепенных мнений или бредней, быстро теряющих всякое политическое значение…» Единство верующих и неверующих в борьбе за социальную справедливость на земле важнее, чем единство мнений «о рае на небе». «Наша задача — не обсуждать, есть ли бог, а объединить вокруг себя всех, кто готов бороться с установившейся капиталистической действительностью». Поэтому, на его взгляд, коммунист может быть верующим. И разумнее назвать будущее общество «Антиклерикальный союз России». Однако он согласен с тем, что церковь и попы — действительно враги народа. «Мы не против Христа, мы против тех, кто, исказив его учение, поставил его на службу богатым», — заключил он.
Выступивший на съезде глава «Коммунистов России» Максим Сурайкин пообещал обществу атеистов полную поддержку партии. Только советская власть не испытывала нужды в угнетении народа, сказал он. Почему в 1991 году был введен запрет на идеологию? Да потому что в народе может вызреть только коммунистическая идеология. Народ поддержал советскую власть, когда она прибегла к демонтажу церковной системы. Но теперь церковники опять проникают во все поры общества. Оратор закончил Институт путей сообщения, и то, что в бывшем парткоме там была обустроена церковь, представляется ему верхом цинизма. «Мы должны однозначно сказать людям: институт церкви в буржуазном обществе — это институт угнетения. Иерархия достигла такой интеграции с властью, что общество страдает от диктата церкви». Закон о защите чувств верующих, убежден он, был принят для дискриминации научного мировоззрения. Поэтому назрела необходимость в создании атеистической организации, которая будет проводить политику противодействия клерикализму.
Делегат из Крыма, врач с 47-летним стажем работы, подчеркнул смычку священства с буржуазией пословицей «Бабка молится — яхта строится». И вынес порицание прокурору Крыма Наталье Поклонской, которая участвовала в акции «Бессмертный полк» с иконой Николая II. Это позор, считает делегат: прокурор поставила в один ряд героев войны и «этого кровопийцу».
В прениях выступило человек 10-15, и все они поддержали идею создания антиклерикального общества, причем большинство, пожалуй, склонялось к варианту Машковцева (коммунист может быть верующими человеком), а не Ульянова (тем не менее Ульянов был избран главой новообразованного общества). Некоторым диссонансом прозвучало лишь выступление представительницы Регионального общественного движения создателей родовых поместий Нины Рамазановой (участники движения придерживаются идеологии богодержавия). Начав с того, что православная церковь отошла от заповедей Христа, она, тем не менее, выступила с критикой атеистической позиции, которая, как ей представляется, обречена оставаться послушной служанкой государства, ибо не нашла глубоких духовных оснований. Этим же, по ее мнению, грешит и наука. Не надо входить в церковь, достаточно просто жить по-божески, убеждена Нина Рамазанова. Она готова была более подробно остановиться на учении богодержавия, которое, по ее мнению, должно стать национальной идеей России, но к концу второго часа народ уже подустал и начал захлопывать ораторов, отклонявшихся от основной темы.
Приняв многостраничный Устав общества атеистов и резолюцию, в которой новообразованная организация помимо задач противодействия клерикализму и защиты прав атеистов высказала намерение поддержать на выборах в Государственную думу осенью 2016 года партию «Коммунисты России», съезд мирно разошелся.