Заявление Центра «Сова» на встрече ОБСЕ, посвященной проблемам свободы религии и убеждений

2-3 июля 2015 года в Вене проходило дополнительное заседание ОБСЕ по вопросам человеческого измерения «Свобода религии и убеждений: содействие взаимному уважению и пониманию». Эксперт Информационно-аналитического центра «Сова» выступил на рабочей сессии «Свобода религии и убеждений и содействие взаимному уважению и пониманию в регионе ОБСЕ: возможности и вызовы». Публикуем полный текст выступления.​

Уважаемый председатель, уважаемые участники конференции!

 

Центр «Сова» ведет в России мониторинг многочисленных проблем, связанных со свободой религии и убеждений, позволяющий выделить наиболее актуальные проблемы, мешающие реализации религиозной свободы и ставящие под угрозу межконфессиональное согласие.

1. Антиэкстремистское законодательство уже не первый год остается одним из главных источников угроз для свободы совести. Неправомерному преследованию в соответствии с нормами этого законодательства подвергаются представители разных религий, но чаще других – различные группы мусульман и Свидетели Иеговы. В 2014 году были возбуждены новые уголовные дела против последователей Саида Нурси, в этом году одного из них приговорили к реальному лишению свободы. Мусульманская литература явно не радикального толка по-прежнему запрещается: недавно в Федеральный список экстремистских материалов были повторно включены ранее исключенные из него издания. Мы уже не раз отмечали неэффективность российского антиэкстремистского законодательства для решения проблем безопасности, а вот дискриминации мусульман и создании образа врага в их лице используемые инструменты, безусловно, способствуют. 

2. В России остается острой хорошо известная европейским странам проблема хиджаба. В ряде регионов принимаются нормативные акты, запрещающие ношение мусульманской одежды в учебных заведениях. Попытка мусульман оспорить подобное постановление правительства Республики Мордовия в судебном порядке не увенчалась успехом. Регулирование религиозного поведения граждан директивными методами, как показывает практика России и других стран, обычно становится покушением на свободу совести. Однако в России подобное регулирование еще и ставит под сомнение верховенство федерального закона в сфере прав человека, а также саму целостность правового пространства, поскольку, например, в Чечне власти, напротив, заставляют женщин носить платки. Кроме того, подобные запреты неизбежно подталкивают часть мусульман к радикализации.

3. Принятый в 2013 году вопреки многочисленным протестам российский закон, ужесточающий административную и вводящий уголовную ответственность за оскорбление религиозных чувств, против ожиданий, не стал активно применяться на практике. Однако и без этого закона власти находят способы поддержать тех, кто, апеллируя к религиозным чувствам, пытается влиять на культурную жизнь, не учитывая интересы остальной части общества – как верующих, так и неверующих. Под давлением радикально настроенных православных в разных регионах России отменяются концерты, спектакли, выставки и фестивали, имеются факты цензуры художественных произведений. Отказавшийся пересмотреть репертуарную политику в соответствии с пожеланиями таких верующих директор Новосибирского театра оперы и балета был уволен по решению Министерства культуры. В некоторых случаях защитники религиозных чувств добивались своего с помощью физической силы, не неся за это наказания.

4. Строительство церквей, мечетей и других домов для молитвы всегда является предметом компромисса между представителями религиозных общин, городских властей и местным населением. К сожалению, во многих российских регионах, в первую очередь, в Москве такой компромисс все чаще найти не удается и строительство храмов очень часто сопровождается конфликтами. Православные общины вопреки законодательству добиваются выделения участков на территории парковых зон, что, естественно, вызывает протесты населения, а власти зачастую игнорируют факты нарушения законодательства. При этом мусульманам при явной нехватке мечетей в Москве несколько лет не удается получить разрешение на строительство, а чиновники мотивируют отказ ссылкой именно на недовольство местных жителей. Столь явная поддержка интересов одной религиозной организации в ущерб остальной части общества воспринимается как дискриминация и способствует росту напряженности в обществе.

 

 

Наши рекомендации для государств – участников ОБСЕ:

1. Отказаться от использования такого инструмента защиты толерантности, в том числе религиозной, как списки запрещенной литературы. Этот инструмент уже продемонстрировал свою полную неэффективность, зато он порождает множество нарушений прав человека.

2. Согласиться с тем, что религиозная толерантность должна защищаться теми же механизмами, что и другие формы толерантности, и отказаться от создания специальных норм, ограничивающих те или иные свободы ради сохранения именно религиозной толерантности.

3. Отказаться от любых законов, интерпретирующих религиозную полемику как возбуждение религиозной ненависти, и пересмотреть ранее принятые в этом духе решения.

4. Не допускать принятия законов и иных актов, специально ограничивающих публичное демонстрирование своих религиозных убеждений.

5. Выработать эффективные механизмы принятия решений о строительстве религиозных зданий.