ОРКCЭ или История религии?

Мы попросили Петра Георгиевича Чистякова, кандидата исторических наук, доцента Учебно-научного центра изучения религий РГГУ, прокомментировать заявление Общественного совета при Министерстве образования, касающееся преподавания курса «Основы православной культуры и светской этики».

 

Петр Георгиевич, согласны ли Вы с заявлением Общественного совета при Министерстве образования, который не готов расширять преподавание основ религиозных культур в школе?

На мой взгляд, разумно, что совет не поддержал инициативу патриарха, а предложил подождать по крайней мере несколько лет, чтобы появились хотя бы предварительные итоги преподавания ОРКСЭ в школе.

Я поддерживаю то соображение, которые высказало большинство членов совета: если этот курс и будет расширен на несколько лет, стоит полностью превратить его в курс истории религии. Это предложение мне кажется очень мудрым, рациональным. Но на данном этапе важнее сделать паузу.

Если бы ОРКСЭ трансформировался бы в историю религии, школьники получили бы знания о существующих в мире религиях – это важное знание, независимо от отношения каждого из них к религии. Кроме того, никто не должен будет делать выбор, заявлять о своей религиозной принадлежности публично.

Но, к сожалению, у подобной идеи много противников. Мне приходилось неоднократно слышать такое мнение: «Я православный – и поэтому я не хочу ничего знать об исламе». Такой подход ни в коем случае нельзя поощрять.

Несколько лет вы преподавали курс «Основы религиозных культур» учителям. Как они реагируют на нововведение?

Некоторые учителя не скрывают своей растерянности: им приходится осваивать незнакомый для них материал, и они не уверены, что справятся с возложенной на них задачей. Другие уверены в своих силах и готовы преподавать (это в основном те, у кого есть опыт преподавания МХК или других предметов, в рамках которых религия так или иначе затрагивалась).

Вы считаете, что этот курс должен преподавать школьный учитель?

Да, вне всякого сомнения. Если мы предложим читать курс священнослужителю, то велика вероятность, что это будет не культурологический курс, а проповедь.

Но проповедовать ведь могут и верующие учителя!

Среди моих учеников таких людей не было. По крайней мере я не заметил тех, для кого немыслим другой разговор о религии, кроме проповеди.

Я хорошо представляю себе таких людей – искренних, честных, готовых преподавать, делиться своими знаниями, - вера которых, однако, не позволяет им говорить о религии иначе, чем проповедуя. Для них немыслим безоценочный подход при изучении религии.

Несколько лет тому назад мне довелось полемизировать с несколькими священнослужителями и постоянными прихожанами одной из церквей Санкт-Петербурга, мы говорили о преподавания религиоведения, о том, что преподаватель-религиовед должен быть объективен, не должен привносить в лекции что-то личное, демонстрировать свою веру, убеждать слушателей в ее правоте. Мои собеседники сказали, что они не могут представить, как верующий человек может абстрагироваться от своих взглядов. Если у человека такие установки, конечно, его преподавание – в школе или в вузе – будет проповедью.

Какой курс Вы выбрали для своих детей?

Основы мировых религиозных культур. Потому что мне представляется, что культурный человек должен знать обо всех религиях, а не только о той, которую он исповедует.

А что Вы скажете об учебниках ОРКСЭ?

Я видел некоторые учебники по этому предмету. Мне кажется, над учебниками еще нужно работать и работать достаточно серьезно.

Ссылки на данную статью [1]