Николай Митрохин: «Количество людей, способных дойти до храма во второй по значимости праздник после Пасхи, остается в пределах статистической погрешности»

Кандидат исторических наук, автор книги «Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы» (М., 2004) Николай Митрохин прокомментировал для Центра «Сова» данные статистики МВД о количестве верующих, пришедших в православные храмы на Рождество.

 

Анализируя статистические данные МВД о посетивших рождественские богослужения, можно констатировать, что с 2013 года картина не изменилась. В некоторых регионах количество верующих, пришедших в храмы в рождественскую ночь, сократилось довольно сильно, например, в Пермском крае – в два с лишним раза, в Воронежской области – на четверть, в Башкирии – на треть. В части регионов, наоборот, наблюдается увеличение - где незначительное, где посущественней, как в Костроме, примерно на 15 %, а где-то, как в Мордовии, в два с половиной раза.

Такие колебания можно связывать особенностями подсчета либо с влиянием погодного фактора: возможно, подошедший холодный фронт и слишком ветреная погода объясняют довольно сильное одновременное уменьшение числа посетителей храмов в Брянской и Воронежской областях.

В целом ситуация остается стабильной: количество посещающих рождественскую службу, по данным МВД, за семь лет выросло с полутора до двух процентов от общего населения страны.

При этом следует отметить несколько важных моментов. Количество храмов, в которые ходят верующие, постоянно растет. За исключением Рязанской области, где по каким-то причинам службы в Рождество велись в на четверть меньшем числе храмов, чем раньше, в остальных регионах количество храмов выросло примерно на 5 % за два года. Т.е. церковь строит новые храмы и обеспечивает священниками построенные ранее.

Однако при увеличении числа храмов количество верующих практически не меняется: пришедшие на рождественские службы в разных регионах вместе составляют около 2 % от всего населения.

Это дает представление о масштабе влияния Русской православной церкви в данный момент. По данным социологических опросов о религиозной идентичности, в последние годы 70-75 %, а по некоторым опросам, до 80 % опрошенных говорят, что они православные. Несмотря на это, количество людей, способных дойти до храма во второй по значимости праздник после Пасхи, остается в пределах статистической погрешности.

Подобный зазор можно в значительной степени объяснить пропагандой православия на телевидении, которую многие наблюдатели воспринимают как подтверждение роста влияния церкви и православия на современную жизнь общества. Но в действительности заметного влияния на повседневные практики российских граждан эта пропаганда не оказывает.

Если брать динамику религиозности за более длительный период, например, за последние 25 лет в Москве, то после серьезного провала начала 2000-х, сейчас число посетителей храмов доросло уровня начала 1990-х годов. Его увеличение (если оно зафиксировано корректно, а не является предметом манипуляций) коррелирует с тем фактом, что население города выросло с начала 1990-х примерно в полтора раза.

Подводя итог, можно сказать, что максимум, что смогли сделать пропаганда и, возможно, некоторые ухищрения при подсчете, это восстановить уровень религиозности 1990-х годов.