Новости по теме

Анатолий Артемов о численности "русских мусульман"

Сентябрьский выпуск "Церковного вестника" публикует новую статью Анатолия Артемова, посвященную проблемам ислама в России. Автор поставил своей задачей оценить численность "русских мусульман" (этнических русских, принявших ислам) в России.

Стоит отметить, что А. Артемов позволяет себе довольно резкие выпады в отношении "русских мусульман", которые, по его словам "ведут пропаганду через интернет-сайты "Ислам-инфо", "Ислам.ру", "Кавказ-центр", "Коран.ру", "Ислам в Санкт-Петербурге" и газету "Все об исламе". Эта пропаганда поражает своей агрессивностью, безапелляционностью, ненавистью к христианству, а главное - страстью к фантастическим преувеличениям собственной численности". Автор полагает, что "русские мусульмане" явно берут данные о своей численности с потолка, о чем свидетельствует очевидная несогласованность их утверждений". Далее приводятся примеры такой несогласованности: "Так, Вячеслав-Али Полосин в одном интервью заявляет, что только в Киеве проживает несколько десятков тысяч славян-мусульман, а в другом скромно оценивает численность российской общины "русских мусульман" всего в 10 тысяч человек, тем самым опровергая своего начальника, муфтия Равиля Гайнутдина, который говорит о "десятках тысяч русских, принимающих ислам". По мнению активистов петрозаводской мусульманской общины, в нее входят сотни людей, а по данным муфтия Карелии Висама Али Бардвила их всего 17, считая его собственную жену. Лидер дагестанских "русских мусульман" Магомедали Тверетинов, заявлявший о 200 своих сторонниках, при переговорах с правительством Дагестана не смог назвать и десяти фамилий".

Автор делит "русских мусульман" на две группы: "принявших ислам вследствие духовных исканий и сменивших веру по иным, в первую очередь семейным, причинам". Вторых (сюда входят и "бывшие солдаты, насильственно обращенные в ислам в афганском или чеченском плену"), по его мнению, - большинство. Причем, утверждает А. Артемов, среди них "немало скрытых христиан". Признавая, что "надежных инструментов подсчета численности "русских мусульман" не существует в принципе", автор, тем не менее, определяет - на не вполне понятных основаниях - численность этой второй группы в 2-3 тысячи человек. Говоря о количестве "идейных" новообращенных", он ссылается на данные ОВЦС МП, согласно которым, "в Ростовской, Томской, Новосибирской, Астраханской, Волгоградской, Вологодской, Челябинской областях, Республиках Башкортостан, Кабардино-Балкария и Северная Осетия-Алания о ""русских мусульманах" никто не слышал, в Карелии их отыскалось 10 человек (не считая 7 жен арабов), в Самарской области - 9, Республике Якутия и Саратовской области - по 8, Ивановской области - 4, Владимирской области - 1". Вместе с московскими и санкт-петербургскими общинами активных "русских мусульман", по мнению автора, - 250-300 человек.

А. Артемов утверждает, что среди "идейных" новообращенных" нет единства, поскольку "рвение неофитов и склонность к духовному поиску не дает "русским мусульманам" остановиться на общераспространенных направлениях ислама, толкая их либо на поиск мистических истин суфизма, либо приводя к воинствующему примитивизму ваххабитов". Автор называет этих людей "маргиналами" и расценивает их деятельность как провокацию. При этом, по его мнению, угрозы исламизации России - ни вследствие перехода русских в ислам, ни в результате иммиграции мусульман, ни за счет более высокой рождаемости в их среде - не существует.

Комментарий: См. также статью журналиста "Комсомольской правды" Галины Сапожниковой о мусульманской общине Петрозаводска (напомним, именно она является автором статьи, вызвавшей протест ДУМ Карелии):
Сапожникова Г. Почему русские принимают ислам? // Комсомольская правда. 2003. 20, 21 октября.
Ссылки на данную статью [1]