Новости по теме

Мусульманская община Перми обвиняет областного чиновника в шантаже и коррумпированности

Заместитель председателя Духовного управления мусульман Европейской части России по Пермской области Хамид Галяутдинов обратился к губернатору Пермской области Юрию Трутневу с письмом, содержащим обвинения в адрес одного из чиновников администрации Пермской области Владимира Конева в коррупции и шантаже. В качестве основных претензий к В.Коневу были предъявлены волокита с регистрацией общины при Пермской соборной мечети и затягивание оформления документов для строительства пи мечети медресе. Кроме того, Х.Галяутдинов сообщил, что чиновник требовал от членов общины передачи 20% помещений медресе для собственных нужд. Мусульмане общины выразили готовность в случае, если губернатор не найдет возможности "употребить властные рычаги" по отношению к В.Коневу, начать "массовые мероприятия, пикетирования, вплоть до начала акций гражданского неповиновения". Результатом этого обращения стал ответ администрации области, подписанный вице-губернатором Николаем Яшиным, который был воспринят мусульманской общиной как бюрократическая отписка.

Следствием этого стало то, что в апреле 2003 г. Хамид Галяутдинов заявил, что община в одностороннем порядке "разрывает официальные отношения с Владимиром Коневым до проведения разбирательства его деятельности на своем посту независимой комиссией и вынесения решения по факту этого разбирательства".

Пермь "знаменита" затяжным конфликтом двух своих мусульманских общин. Муфтият, возглавляемый Мухамедгали Хузиным, подчиняется Духовному управлению мусульман Талгата Таджуддина, а община Ровшана Ахмедова - Духовному управлению мусульман Равиля Гайнутдина. (см.
сюжет о конфликте муфтиятов
) Как и на федеральном уровне, в Перми обе стороны обвиняют друг друга в ваххабизме, а конкретнее - в связях с иностранными исламистскими центрами. Наиболее активны в этом таджуддиновцы.

Предметом спора является, в первую очередь, здание Соборной мечети, построенной еще в начале XX века. Первоначально, после возвращения ее верующим в начале 90-х, там была община, остававшаяся в ведении Таджуддина. Но в начале 2000 года, после ряда конфликтов, община, контролирующая мечеть, была принята в ДУМЕР Гайнутдина.

Вскоре в Перми образовался второй муфтият - сторонников Таджуддина. Отметим, что таджуддиновский муфтий Хузин имеет гораздо лучшие отношения в местными властями, чем его противник, и играет более активную роль в общественной жизни.

Сторонники Гайнутдина не смогли пройти всеобщую перерегистрацию, обязательную по закону о свободе совести 1997 года (впрочем, ее не смогли пройти многие исламские общины любого толка). Соответственно, их право владеть мечетью было поставлено под сомнение. Чем немедленно воспользовался муфтий Хузин. В марте 2001 года его сторонники просто пришли и заняли (на некоторое время) мечеть, а через две недели власти официально передали им мечеть.
С этого момента началась середа судов за право обладания Соборной мечетью.

В июле 2001 г. сотрудниками ФСБ был задержан гайнутдиновский имам-хатыб соборной мечети Аббос Мирахмедов. Он обвинялся в хранении наркотиков и использовании недействительного паспорта (при совершении хаджа), но по сути - в содействии экстремистским исламским группировкам. Сторонники Гайнутдина, впрочем, считают обвинение надуманным, а героин - подброшенным. Мы затрудняемся оценить реальность связей Мирахмедова с кавказскими ваххабитами, но, скорее всего, они преувеличены, а эпизод с героином даже не дошел до суда. Во всяком случае, суд 22 марта 2002 г. оправдал Мирахмедова по всем пунктам, кроме незаконного пересечения границы (т.е. непорядка с документами) и приговорил его с одному году лишения свободы условно.

Община гайнутдиновцев продолжила свою деятельность. А Арбитриажный Суд Уральского округа признал переход мечети в Хузину незаконным, так что она была возвращена гайнутдиновцам.
Кстати, что касается мечети, то непрохождение регистрации не является (по решению Конституционного суда) основанием для ликвидации религиозной организации, как бы этого ни хотелось местным управлениям юстиции. Промежуточный - на сегодня - итог многочисленных судебных тяжб, растянувшихся на четыре года: Верховный суд России отказал 9 декабря 2002 г. в иске главному управлению Минюста по Пермской области и Коми-Пермяцкому округу о ликвидации юридического лица религиозного объединения мусульман Пермской соборной мечети. Соответственно, последователи ДУМЕР в Перми будут и далее руководить Соборной мечетью, несмотря на отсутствие у них перерегистрации по новому закону о свободе совести.

Впрочем, их оппоненты, поддерживаемые и в Минюсте, считают решение Верховного Суда неправомерным и готовы его оспаривать далее.