Новости по теме

Религиоведы предлагают классифицировать "экстремистские" материалы федерального списка по религиозному принципу

В ноябре 2010 года в МГУ был организован круглый стол «Социально-философское обоснование методов противодействия религиозному экстремизму». Один из докладов круглого стола был посвящен федеральному списку экстремистских материалов. Павел Костылев, автор доклада, подчеркнув «прецедентный, а не нормативный» принцип составления списка, предложил классификацию упомянутых в нем религиозных материалов.

Он указал, что из 727 материалов, представленных на сайте Министерства юстиции (по состоянию на 20 ноября 2010 года), 313 (43%) могут быть «с уверенностью определены как тематически религиозные». При этом тематически они распределяются следующим образом:

1. Исламские (196 материалов) – №№3 («Книга единобожия» Мухаммада ибн Сулеймана ат-Тамими), 15 («Сквозь призму ислама» Абд-аль Хади ибн Али), 33 (DVD-диск «Зов к исламской умме. Как долго еще?»), 34–37 и 423 (книги Такиуддина ан-Набохони), 38–44 и 208–218, а также 283–286 и 419–422, а также 434–435 (ряд номеров журнала «Аль-Ваъй»), 45–58 (книги из собраний сочинений Саида Нурси «Рисале-и Нур»), 64–79, 84–96, 115–127, 130–132, 137–138, 143 («Завещание» Имама Хомейни), 151 (Книга Абдуррахмана Раафата аль-Баши «Картинки из жизни сподвижников посланника Аллаха»), 170–171; 178–207 и 281–282, а также 383 (брошюры и листовки «Хизб-ут-Тахрир»), 252 (книга Ахмада Дидата); 270–272, 309–310 и 331–340; 351–361 и 366, а также 371 (информационные материалы сайтов Kavkazcenter.com, Chechenpress.org, Daymohk.ru и Camagat.com), 378–380, 424, 436–438 и 445 (материалы «Хизб-ут-Тахрир»), 430–431, 462 (материалы ресурса Chechentimes.net), 464 и 478, а также 491, 470 (статья Доку Умарова), 550 (книга «Аль-альмания (секуляризм) и ее отвратительные последствия»), 590 (брошюра Шейха Ясина Расулова «Джихад на Северном Кавказе: сторонники и противники»), 619–621 (материалы ресурса Islamdin.com), 631 (часть исламской книги, признанная экстремистской), 661–666 (материалы ресурсов Hunafa.com и Ingushetia.org), 694, 702–705 и 709.

 2. Неоязыческие (22 материала) – №№6–10 и 29–30 (брошюры А.А. Добровольского), 148–150 (Славянское языческое обозрение «Хорс»), 249–250 (листовки Русской Языческой Общины «Наследие Предков»), 268 и 578 (брошюра «Славянские Веды»), 289–290 (материалы В.А. Истархова), 302 (номера печатного издания «Гнев Перуна»), 390 (брошюра В.Д. Танакова «Онаен ойла» – «Жрец говорит»), 391 (инглиистический материал), 576 (брошюра Доброслава «Волхвы») и 595–596 (статьи журнала «Ведическая культура»).

 3. Использующие христианскую терминологию (11 материалов)– №№172–177 (книги и брошюры Петра Кузнецова, вдохновителя «пензенских затворников»), 321 (брошюра монаха Афанасия «Отдайте нам Родину или Вокзал-Баку (без чемоданов)»), 469 (брошюра «Российская Православная церковь и современная предантихристова эпоха. Вероисповедная концепция Российской Православной Церкви»), 501 (Региональная информационно-просветительская газета «За православие и самодержавие»), 708 (печатное издание «Русский партизан. Церковно-повстанческий вестник №27») и 718 (радикальный старообрядческий материал под названием «Контрафактная церковь»).

4. Материалы новых религиозных движений (84 материала) – №№296–298 (материалы движения «Фалунь Дафа»), 510–543 и 556–573 (материалы Свидетелей Иеговы), а также 632–660 (саентологические материалы авторства Л.Р. Хаббарда).

 Автор доклада отметил с сожалением, что «в настоящее время при проведении религиоведческих экспертиз, результаты которых имеют серьезное значение, в том числе для размещения того или иного материала в Федеральном списке экстремистских материалов, мнение самих религиоведов учитывается в недостаточной мере».