Мансур Жабраилов признан виновным по ч. 1 ст. 148 и ст. 282 УК в связи с постами о христианстве и христианах.
25 февраля 2025 года из сообщений соцсетей стало известно, что мировой судья судебного участка № 61 Ножай-Юртовского района Чеченской Республики приговорил бывшего учителя средней школы в селе Шовхан-Берды Мансура Жабраилова к обязательным работам в размере 250 часов с двухлетним лишением права на преподавательскую деятельность. Он был признан виновным по ч. 1 ст. 148 УК (оскорбление религиозных чувств верующих) и ст. 282 УК (возбуждение религиозной ненависти или вражды, унижение достоинства). Какая часть ст. 282 УК была применена, неизвестно, неясно также, по какой причине была применена именно она, а не административная ст. 20.3.1 КоАП о возбуждении ненависти: сведений о привлечении Жабраилова ранее к ответственности по ст. 20.3.1 на сайте районного суда нет; возможно, ему вменили в вину возбуждение ненависти с учетом неких отягчающих обстоятельств.
Напомним, о возбуждении дела в отношении 35-летнего учителя из Чеченской Республики 10 октября 2024 года сообщило республиканское следственное управление СК. По версии СК, подозреваемый в период с декабря 2021 года по сентябрь 2024 года публиковал в сети Интернет информацию, нарушающую права граждан на свободу совести и вероисповедания и оскорбляющую чувства верующих.
Речь шла о публикациях о христианстве и христианах, которые Жабраилов делал в своем канале «naslednik_firdawsa» в Telegram. 5 октября издание Readovka обратило на них внимание, отметив, что информация о постах Жабраилова «никакой реакции со стороны правоохранителей не получила». Пост Readovka републиковал сотрудник телеканала «Спас» и проекта «Соловьев Live» Роман Голованов. 7 октября его раскритиковал Ахмед Дудаев, министр по национальной политике, внешним связям, печати и информации Чечни. Он сообщил, что центр по противодействию экстремизму МВД по Чечне еще 23 сентября начал заниматься Жабраиловым, его публикации отправили «в Ставрополь на религиоведческую экспертизу». Кроме того, Дудаев сообщил, что блогера уволили из школы.
С нашей точки зрения, неопределенное понятие «оскорбление религиозных чувств верующих», введенное в состав ст. 148 УК, не имеет и не может иметь четкого юридического смысла. В то же время в высказываниях Жабраилова действительно можно было усмотреть признаки унижения достоинства христиан и возбуждения религиозной ненависти.



