Новости по теме

Арбитражный суд, руководствуясь цитатами из Библии и Корана, признал рекламу ИД Родионова неэтичной

Издательский дом Родионова проиграл судебную тяжбу по поводу рекламы журнала Moulin Rouge с изображением полуобнаженной модели. Ранее управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Москве признало рекламу неэтичной, и ИД пытался оспорить это решение, обратившись в Арбитражный суд. Тяжба длилась 4 года.

Суд указал, что опирается на разъяснение УФАС, аргументировавшего свои выводы цитатами из Библии и Корана. В разъяснении УФАС приводятся цитаты из Нагорной проповеди ("Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с ней в сердце своем") и "Основ социальной концепции Русской православной церкви" ("Распутство притупляет духовное зрение... в условиях духовного кризиса средства массовой информации нередко становятся орудиями нравственного растления"). Пояснения УФАС содержат также цитаты из Корана о том, что "грех смотреть на чужую женщину и видеть открытые части ее тела", и о том, что "раздеваться без надобности и ходить голым - грех". На основании этого УФАС сделало вывод, что реклама ИД Родионова неэтична, поскольку нарушает "общепринятые нормы гуманности и морали" и содержит "оскорбительные образы в отношении религиозных убеждений физических лиц".

Адвокат ИД Родионова Александр Осокин выразил удивление решением суда и выводами ФАС. "Позиция УФАС основывается на Коране и Библии, но мы религиозных святынь не оскорбляли, у нас модель крестов, полумесяцев и других символов веры в руках не держит. Так УФАС может далеко зайти и превратить наше государство в клерикальное", - сказал адвокат. Издательский дом намерен обжаловать решение Арбитражного суда.

Заместитель руководителя ФАС Андрей Кашеваров считает ссылки на Коран и Библию в разъяснении УФАС "вполне уместными". "Если бы данная реклама чувства верующих не оскорбляла, мы бы не получали обращений от граждан, - пояснил он. - В законе есть запись о недопустимости оскорбления религиозных чувств граждан, но нет четкого описания границ этого явления. Эти чувства основаны на определенных убеждениях, которые выражены в цитируемых нами текстах".

Одобрительно отозвались о решении суда пресс-секретарь Московской патриархии Владимир Вигилянский и глава Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин. Эксперты в области рекламы называют аргументацию УФАС "более чем странной". "Контролирующий орган должен ссылаться на букву закона, а не прикрываться Священным Писанием", - заявил маркетинговой компании "Архидея", экс-директор по маркетингу пивоварни "Тинькофф" Самвел Аветисян. "Чиновники руководствовались своими представлениями о морали, а они вне правового поля", - считает Владелец рекламного агентства Amlinsky Андрей Амлинский. "УФАС использует Христа как прокурора в спорах хозяйствующих субъектов, и получается, что если ИД Родионова продолжит разбирательство, чиновники вполне им могут заявить: "Вы, что же, против Библии?" - опасается А.Амлинский. - В нашем обществе не запрещены мужские журналы, а значит, должна быть разрешена реклама, которая их продвигает".

"Религиозный взгляд на вещи необходимо учитывать, но мужские журналы с полуобнаженными девушками - это часть массовой культуры, один из ее жанров, - заявил председатель совета директоров "Ашет Филипаки Шкулев" Виктор Шкулев. - Оценивать его с точки зрения церковных представлений о прекрасном нельзя".

Эксперты в области права согласны с оценкой специалистов по рекламе. "Реклама Moulin Rouge не нарушает нормы нравственности и морали, а ссылки на теологические источники несостоятельны", - сказал адвокат Павел Астахов.

Осенью 2003 года ИД Родионова прервал рекламную кампанию Moulin Rouge по требованию ГУП "Городская реклама и информация", подведомственного комитету по рекламе Москвы, признавшего рекламу неэтичной. В сентябре 2005 года ИД Родионова оспорил это предписание в суде. Суд признал, что вмешательство ГУПа не соответствует федеральному законодательству.

Параллельно Министерство по антимонопольной политике (реорганизовавшееся в управление Федеральной антимонопольной службы по Москве) с декабря 2003 года рассматривало жалобу на те же плакаты комитета "За нравственное возрождение Отечества", расценившего рекламу ИД Родионова как "злонамеренную акцию по растлению народа".

Комментарий: См. также:
"ИЗВЕСТИЯ": "Не судите голую женщину" // Интерфакс-релиния. 2007. 26 января. (Статья Б.Клина из "Известий")