27 марта 2024 года проходивший в Москве съезд XXV Всемирного русского народного собора утвердил «Наказ», адресованный органам законодательной и исполнительной власти.
Первый раздел этого документа посвящен специальной военной операции в Украине, которая «является новым этапом национально-освободительной борьбы русского народа против преступного киевского режима и стоящего за ним коллективного Запада, ведущейся на землях Юго-Западной Руси с 2014 года. В ходе СВО русский народ с оружием в руках отстаивает свои жизнь, свободу, государственность, цивилизационную, религиозную, национальную и культурную идентичность, а также право жить на собственной земле в границах единого Российского государства. С духовно-нравственной точки зрения специальная военная операция является Священной войной, в которой Россия и ее народ, защищая единое духовное пространство Святой Руси, выполняют миссию “Удерживающего”, защищающего мир от натиска глобализма и победы впавшего в сатанизм Запада».
Авторы «Наказа» уверены, что после завершения военных действий «вся территория современной Украины должна войти в зону исключительного влияния России. Возможность существования на данной территории русофобского, враждебного России и ее народу политического режима, а равно политического режима, управляемого из враждебного России внешнего центра, должна быть полностью исключена».
Другой раздел документа посвящен Русскому миру, границы которого «как духовного и культурно-цивилизационного феномена существенно шире государственных границ как нынешней Российской Федерации, так и большой исторический России». Духовная миссия России и Русского мира, по мысли авторов документа, «заключается в том, чтобы быть всемирным “Удерживающим”, защищающим мир от зла», а историческая — «чтобы раз за разом обрушивать попытки установления в мире универсальной гегемонии — попытки подчинить человечество единому злому началу».
Третий раздел посвящен внешней политике России. Создатели документа убеждены, что России «следует возвратиться к существующей более трех веков доктрине триединства русского народа, согласно которой русский народ состоит из великороссов, малороссов и белорусов, являющихся ветвями (субэтносами) одного народа, а понятие “русский” охватывает всех восточных славян — потомков исторической Руси. Помимо признания и развития в отечественной науке, доктрина триединства должна получить законодательное закрепление, став неотъемлемой частью российской системы права».
Авторы документа также высказались и о семейно-демографической политике и предложили ряд мер, направленных на повышение рождаемости, поддержки многодетных семей, «защиты семьи и семейных ценностей от пропаганды абортов, половой разнузданности и распутства, а также содомии и различных сексуальных извращений».
Отдельный раздел «Наказа» посвящен миграционной политике. Авторы документа предлагают разработать новую концепцию политики в этой сфере, приоритетами которой должны, в частности, стать «защита российской цивилизационной идентичности, единства правового, культурного и языкового пространства страны. Защита прав и законных интересов русского и других коренных народов России» и «существенное ограничение притока в Российскую Федерацию инокультурной низкоквалифицированной иностранной рабочей силы. Введение принципа максимальной правовой и экономической ответственности работодателя за привлекаемых им инокультурных иностранных работников».
Участники ВРНС изложили свое видение образования и воспитания в России. По их мнению, «отечественные образовательные программы, а также программы воспитания должны быть очищены от чуждых российскому народу и разрушительных для российского общества деструктивных идеологических концепций и установок, прежде всего, западных. Должна быть разработана и внедрена в отечественное преподавание социальных и гуманитарных дисциплин новая социогуманитарная парадигма, опирающаяся на российскую цивилизационную идентичность и традиционные российские духовно-нравственные ценности». В частности, упомянутая парадигма должна включать в себя «критический пересмотр западных научных теорий и школ (в первую очередь в области социальных и гуманитарных наук) на предмет их соответствия суверенному российскому мировоззрению, полезности или разрушительности для укрепления народного самосознания» и «перестройку методологических систем, стандартов и оценок без оглядки на международные (а по сути, навязанные Западом) критерии и образцы».
Еще два раздела документа посвящены пространственному и градостроительному развитию и экономике.