Новости по теме

Создание квалифицированного госоргана, курирующего государственно-конфессиональные отношения, поможет избежать ошибок в этой области, считает Андрей Себенцов

Сторонником создания единого государственного органа, курирующего отношения с религиозными объединениями является заместитель председателя комиссии по вопросам религиозных объединений при правительстве Андрей Себенцов. Свою позицию он высказал на страницах НГ-Религий

А.Себенцов отмечает, что в принятом в 1990 году Закон СССР "О свободе совести и религиозных организациях" предусматривалось создание "информационного, консультативного и экспертного центра, образуемого Советом министров".
Согласно закону, центр наделялся следующими функциями:
- контакты с подобными центрами в союзных республиках и за рубежом;
- формирование банка данных о религиозных организациях в стране;
- мониторинг исполнения законодательства о свободе совести и религиозных организациях;
- создание экспертного совета, объединяющего религиоведов, представителей религиозных организаций, правозащитников, чтобы в случае необходимости предоставлять экспертное заключение для судебных органов и органов управления;
- "содействие в достижении договоренностей с государственными органами и необходимую помощь по вопросам, требующим решения государственных органов, и способствовать укреплению взаимопонимания и терпимости между религиозными организациями различных вероисповеданий внутри страны и за границей".

По мнению А.Себенцова, подобная государственная структура необходима и сегодня, поскольку существующие общественные органы - Совет при президенте и Комиссия при правительстве - не имеют достаточной профессиональной опоры, кроме того, Совет при президенте уже два года не собирается.
Создания федерального органа, по мнению автора статьи, не достаточно, необходимо сформировать "четкую концепцию государственно-конфессиональных отношений, постоянно контактировать с религиозными организациями и вести непрерывный мониторинг происходящих в них процессов, своевременно предлагая необходимые решения". При этом А.Себенцов не исключает, что для выработки концепции понадобится "корректировка законодательства".

Автор полагает, что отсутствие координирующего органа уже привело к ряду ошибок в сфере государственно-конфессиональных отношений. Например, "фактическое перекладывание политработы в Вооруженных силах на православных священников влечет за собой неправомерное комплектование воинских подразделений по вероисповедному признаку". Ошибкой Себенцов считает и религиозное образование в государственной школе.

Автор убежден, что в создании подобной структуры заинтересованы и религиозные организации, нуждающиеся "в квалифицированной поддержке при решении многих насущных вопросов". Несмотря на то, что, например, Русская Православная церковь выступает резко против, в ее структуре аналогичный орган давно создан - это ОВЦС. Гораздо больше, по мнению А.Себенцова, в создании госоргана по делам религий должны быть заинтересованы мусульманские лидеры, поскольку сегодня "ни у духовных лидеров, ни у государства нет реальных инструментов для управления ситуацией", при которой много молодых людей, получивших религиозное образование в зарубежных мусульманских центрах, принесли "несвойственные российским традициям взгляды и дали повод нашим муфтиям обвинять друг друга в покровительстве ваххабизму"