Д.ю.н. И.В. Понкин, д.ю.н., проф. М.Н. Кузнецов и А.Ю. Соловьев о проекте федерального закона, упраздняющего разделение школьной программы на федеральный, региональный и школьный компоненты

Сайт Государство и религия опубликовал заключение (см. части первую и вторую) д.ю.н., директора Института государственно-конфессиональных отношений и права И.В. Понкина, д.ю.н., профессора кафедры государственного строительства и права РАГС М.Н. Кузнецова, а также главного специалиста Департамента образования г. Москвы и старшего научного сотрудника Института содержания и методов обучения Российской академии образования А.Ю. Соловьева на представленный в июне 2007 г. Министерством образования и науки проект Федерального закона "О внесении изменений в некоторые акты Российской Федерации (в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта)", который предусматривает отмену разделения школьной программы на федеральный, региональный и школьный компоненты и, следовательно, лишает власти на местах возможности вводить ОПК в учебную программу в качестве регионального компонента.

Авторы заключения приходят к выводу о том, что указанный законопроект "не отвечает образовательным запросам граждан и, тем более, регионов, противоречит Конституции Российской Федерации, грубейшим образом нарушает принцип федерализма в области образования".

По их мнению, "принятие законопроекта приведет к неправомерному ограничению прав народов России на национально-культурное развитие, сделает практически невозможным сохранение и развитие национальных языков и культур в сфере образования, блокирует реализацию образовательной системой Российской Федерации одной из ее важнейших функций - национально-культурного воспроизводства народов России и российского многонационального общества, в целом".

В частности, рассматривая последствия принятия закона в сфере духовно-нравственного воспитания и изучения основ религиозной культуры, И.В. Понкин, М.Н. Кузнецов и А.Ю. Соловьев отмечают:

"Законопроект не отвечает образовательным запросам граждан, преследуют цель пресечь практику преподавания курсов религиозной культуры в школах. Фактически, данный законопроект ликвидирует в ряде субъектов Российской Федерации преподавание учебных курсов религиозной культуры ("Православная культура", "Основы православной культуры", "История православной культуры земли Смоленской", "Основы исламской культуры", "Традиция", "Тора" и аналогичные), реализуемых в настоящее время (уже в течение длительного периода, в некоторых субъектах Российской Федерации - свыше 10 лет) с соблюдением принципа добровольности в рамках школьного и/или регионального компонента государственного образовательного стандарта общего образования.
<...>
Судя по многочисленным заявлениям министра образования и науки Российской Федерации А.А. Фурсенко, вместо курсов православной культуры по выбору предпринимается попытка ввести обязательный религиоведческий курс ("История религий России" и т.п.) на основе нерелигиозных и даже атеистических идеологических подходов, неприемлемый для большей части верующих граждан. По мнению многих специалистов, религиоведческий курс является настолько же мировоззренческим, как и курс изучения религиозной культуры, что юридически не позволяет вводить религиоведческий курс "Истории религий России" как общеобязательный.
Предлагаемый законопроект выхолащивает воспитательную составляющую образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях. Нравственно-воспитательные и национально-культурные ценности школа может формировать у ребенка только на основе существующего социального образовательного запроса. Такое формирование должно учитывать принципы идеологического многообразия и свободы мировоззренческого выбора (статьи 13 и 14 Конституции Российской Федерации, пункт 5 статьи 2 Закона РФ "Об образовании"; статья 3 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" от 26.09.1997 № 125-ФЗ (с послед. изменениями)). То есть в каждой конкретной школе - исходя из контингента обучающихся, из мировоззренческих предпочтений, этнической и конфессиональной принадлежности их родителей.
Законопроект ликвидирует сложившиеся региональные системы духовно-нравственного воспитания несовершеннолетних, поскольку таковые системы основаны на использовании регионального и школьного компонентов государственного образовательного стандарта общего образования".

Комментарий: См. также:
О борьбе за равное бесправие // Радонеж. 2007. 27 августа.
Резолюция III Епархиального съезда православных законоучителей (Екатеринбург, 22-23 августа 2007 г.) // Информационное агентство Екатеринбургской епархии. 2007. 28 августа. ("Представляется, что до полного изучения вопроса о возможных последствиях отмена регионального компонента и компонента образовательного учреждения может иметь негативные последствия для качества образования российских учащихся, получаемого ими в средней школе".)
Ссылки на данную статью [3]