Протоиерей Всеволод Чаплин о православном общественном идеале

В статье в газете "Община - XXI век", издаваемой Александром Огородниковым, прот. Всеволод Чаплин кратко сформулировал политическую (в широком смысле слова) позицию РПЦ.

Первое, и главное - неприятие полной секулярности общества. Прот. Всеволод понимает естественность отказа российского общества от связанных с советской традицией моральных ориентиров, но призывает восстановить их на православной основе.

Второе - ограниченное признание демократии. Демократия - безусловно лучше для Церкви, чем атеистический тоталитаризм, но она - не "богоустановленная власть" (образцом которой является ветхозаветное судейство и, в меньшей степени, религиозно санкционированная монархия). Но еще важнее, что демократия основана на соревновательности (в суде, в парламенте, в экономике и т.д.), а Церковь считает любое противоречие "недугом"; идеалом является "народ-организм, единое соборное тело, в котором противоречия являются противоестественными".

Прот. Всеволод добавляет: "Рискнем предположить, что православная традиция является одной из причин слабого уважения российского народа к многопартийной системе, думским баталиям, ожесточенным судебным разбирательствам, рекламным и информационным :войнам;".

Эти два принципа реализуются непосредственно. Если православные составляют большинство общества, РПЦ считает нужным соответствующим образом организовать все общество. Если меньшинство - создать более или менее автономный анклав, где могли бы реализовываться те же принципы (по аналогии с ортодоксальными иудеями и мусульманами).

Третье - Церкви чужд социальный оптимизм, ибо она живет в ожидании Апокалипсиса. "Поэтому глубоко неслучайно скептическое отношение православных христиан даже к тем общественным переменам, которые улучшают быт людей, но не приближают их к Богу".

Прот. Всеволод уверен, что такой подход РПЦ отнюдь не является анахронизмом или маргинальным феноменом в современном мире. "Логичным ответом на вызов терроризма стало обращение к религиозной мотивации во внутренней и внешней политике многих стран. Рискнем предположить, что радикальный секуляризм свойствен только тем обществам, для которых пока продолжаются, по меткому выражению Анны Ахматовой, :вегетарианские времена;".

Однако прот. Всеволод - против "тотального противостояния :мира веры; и :мира неверия;" на манер радикального исламизма и даже "конфликта цивилизаций" по Хантингтону. Он полагает, что "все мировоззренческие группы, включая секулярных гуманистов, должны отказаться от монополии на общественный порядок, признать друг за другом право на свободное развитие, на устроение социальной жизни согласно их ценностям и устремлениям" - и это может привести к мировой социальной гармонии. Но не проясняет, как может реализовываться на глобальном или национальном уровне этот плюралистический общественный порядок.

Ссылки на данную статью [1]