Анатолий Пчелинцев: Таможня выделила четверть миллиона на поиски экстремизма в Новом Завете

Мы републикуем статью адвоката Анатолия Пчелинцева о проверке "на экстремизм" Библии в издании Ассоциации евангельских христиан "Гедеон", опубликованную 23 ноября 2016 года на сайте "Московского Комсомольца".

 

Таможня выделила четверть миллиона на поиски экстремизма в Новом Завете

Как товарищ Ленин запретил ввоз синодального перевода Библии

Не перестаю удивляться действиям наших чиновников, в том числе в погонах. То они на полном серьезе через суд требуют ликвидировать религиозную организацию за отсутствие медицинской лицензии на осуществление молитвы за исцеление больных, то требуют лицензировать деятельность воскресных школ, то религиоведческую экспертизу поручают патологоанатому или учителю математики, то запрещают молиться в жилых домах и квартирах.

Раньше я смеялся по этому поводу, но в последнее время перестал, когда понял, что правовая и религиоведческая безграмотность чиновников носит системный и неискоренимый характер. Вот я и думаю: а где они учились и учились ли вообще, может, дипломы покупают в переходах метро и таким же образом покупают должности?

На этот раз удивили сотрудники таможенного поста «Брусничное» Выборгской таможни Ленинградской области. 8 июля 2016 года они задержали две груженые фуры, следовавшие через таможенный пост из Финляндии и числящиеся за религиозной организацией евангельских христиан «Гедеон».

Фуры везли около 20 тысяч Новых Заветов русского синодального перевода, напечатанных в Финляндии. Кстати, именно в этом году в России отмечается 140-летний юбилей полного синодального перевода Библии, утвержденного Святейшим правительствующим синодом для домашнего чтения (для богослужений в Русской православной церкви используется Библия на церковнославянском языке).

Спросите, почему отпечатано в Финляндии? Просто качество бумаги и полиграфических услуг там значительно превосходит отечественные аналоги, да и производство получается значительно дешевле, чем в России. Вот и печатают многие отечественные религиозные организации духовную литературу именно там, а еще в Белоруссии.

Согласно пункту 4 статьи 182 Таможенного кодекса при перемещении товаров таможенный орган не вправе требовать от декларанта предоставления других сведений, не предусмотренных законом.

В нашем случае все таможенные документы и транзитная декларация на Новый Завет и Псалтирь были заполнены надлежащим и исчерпывающим образом. К документам была приложена в том числе справка, выданная Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям, о том, что ввозимая продукция относится к материалам культурного характера и не является книжной продукцией рекламного и эротического характера.

Сюда же было приложено экспертное заключение кафедры религиоведения Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена о том, что Новый Завет и Псалтирь являются частями синодального перевода Библии.

Несмотря на это, 13 июля 2016 года перевозчику было письменно отказано в выпуске книг по причине того, что якобы перевозчиком при подаче документов не были представлены сведения о том, что перемещаемая через таможню печатная продукция не подпадает под действие Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности».

Между тем согласно упомянутому закону Библия, Коран, Танах и Ганджур, их содержание и цитаты из них не могут быть признаны экстремистскими материалами. О том, что данная поправка в законе была принята еще в ноябре прошлого года, представители «Гедеона» неоднократно напоминали начальнику таможенного поста полковнику таможенной службы товарищу Ленину С.Н. Однако он был непреклонен, отправив две фуры с печатной продукцией на стоянку временного хранения, каждые сутки нахождения на которой стоили ни много ни мало 400 евро!

Плюс разгрузка каждого автомобиля здесь обошлась в 35 тысяч рублей! Где вы еще такие расценки найдете? Только здесь, на таможне. Ну прямо Клондайк! Между тем время шло, однако никаких видимых действий таможня не предпринимала. А зачем? Деньги-то за аренду капают, и немалые.

Жалобы и обращения руководства «Гедеона» в различные инстанции по поводу беззаконных действий таможни результата не дали. Были только отписки. Безрезультатным оказалось и обращение в адрес начальника Управления противодействия коррупции Федеральной таможенной службы России.

Вскоре выяснилось, что часть книг со священными текстами вследствие ненадлежащего хранения отсырела и пришла в негодность. Через один месяц и семь дней все-таки удалось договориться — и груз со стоянки вывезли обратно в Финляндию, где он — кстати, совершенно бесплатно — хранится на складе Финской таможни и по сей день в ожидании дальнейших распоряжений со стороны владельца.

Наконец, спустя три с половиной месяца (!), а именно 24 октября 2016 года, товарищ Ленин письменно уведомил перевозчика груза о том, что Новый Завет и Псалтирь необходимо проверить на предмет содержания в них экстремистских высказываний, для чего назначается экспертиза.

Ссылки собственника груза на закон результата не дали. Ленин сам себе голова и, судя по всему, руководствуется текущим моментом и революционной целесообразностью, а не законом. Он смело взял на себя функцию правоохранительных органов, которые, кстати, за двадцать с лишним лет, что «Гедеон» ввозит Новый Завет и Псалтирь в Россию, претензий к организации и книге никогда не имели.

Эта книга бесплатно распространяется среди христиан разных конфессий. Ее можно встретить в гостиницах, в больницах, в тюрьмах, в армии, в церквах. Кстати, в номере гостиницы, в которой я остановился в Выборге, в прикроватной тумбочке я обнаружил данную книгу. Посетитель имеет право взять ее безвозмездно. Согласитесь, хорошую работу делают сотрудники и волонтеры «Гедеона» в плане духовного просвещения общества. Никакого навязывания и принуждения, все делается исключительно добровольно.

Но вернемся к делу. Итак, Выборгская таможня подготовила «Извещение о проведении запроса котировок на право заключения государственного контракта на оказание услуг по проведению психолого-лингвистической экспертизы образцов товаров, следовавших в адрес централизованной религиозной организации «Ассоциация евангельских христиан «Гедеон» на предмет отнесения/не отнесения их к материалам экстремистского характера».

Для отбора наиболее достойных специалистов для проведения экспертного исследования таможней на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок был объявлен конкурс на проведение данной экспертизы с начальной (максимальной) ценой контракта в 494 282 рубля 67 копеек!

При этом, как это ни покажется странным, никакие специальные требования (образовательный ценз, опыт проведения подобных экспертиз, наличие ученой степени, соответствующей профилю экспертизы, и т.п.) к участникам установлены не были. То есть формально участвовать в конкурсе мог кто угодно. В нашем случае получается, кто выставит меньшую сумму, тот и выиграл конкурс. При этом статус экспертизы по непонятным причинам четко прописан не был, в задании указывается психолого-лингвистическая, а в других местах лингвистическая экспертиза, а это, как говорят в Одессе, две большие разницы: объем работы и цена ее стоимости принципиально разные.

В конкурсе приняли участие ООО «Новокузнецкий центр экспертиз» и индивидуальный предприниматель из Мурманска Локтионов М.С. Последний и стал победителем, предложив меньшую сумму — 247 141 рубль 00 копеек.

Заявленная деятельность данного предпринимателя, согласно информации из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства и Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД), — оптовая торговля производственным электротехническим оборудованием, аппаратурой, необработанным табаком, семенами и кормами для сельскохозяйственных животных.

Научно-экспертная деятельность и изыскания в области общественных наук здесь даже рядом не стояли. Строго говоря, данному предпринимателю данную экспертизу поручать вообще нельзя. Ну как тут не поверить в реинкарнацию — опять лампочки Ильича!

Между тем рядом, в Санкт-Петербурге, имеется своя прекрасная школа религиоведения с известными в стране специалистами. Опять же можно было показать Новый Завет и Псалтирь в местной православной митрополии или в Духовной академии и в течение получаса получить необходимое заключение. А тут Мурманск и индивидуальный предприниматель, торгующий лампочками и табаком.

Ни на какие мысли не наводит? Честно признаюсь, я за многолетнюю адвокатскую практику таких больших сумм на проведение подобного рода экспертиз не встречал, хотя по делам, находящимся в моем производстве, похожих экспертиз было более десятка. Вот и весь государственный интерес, которым так любят прикрываться чиновники, в этих цифрах он и кроется — сначала стоянка, разгрузка-погрузка, а теперь экспертиза. Интересно, почему эта история не заинтересовала Управление по борьбе с коррупцией? Думаю, что проверка здесь не была бы лишней.

Для ясности следует заметить, знакомый ученый из Санкт-Петербургского государственного университета, который попросил не называть его имени, сказал в приватной беседе, что он и его коллеги знали о предстоящем конкурсе, но сознательно отказались в нем участвовать, хотя для них такие деньги не были бы лишними.

Причина отказа состояла в том, что проводить экспертизу по столь очевидному главному вопросу — является ли представленный образец синодального перевода Нового Завета и Псалтири частью Библии, это не уважать свои профессиональные качества. Сам же текст священной книги, исходя из требований законодательства, вообще не может быть предметом подобной экспертизы.

Кроме того, собеседник заявил, что некоторые вопросы поставлены вообще некорректно, поскольку работники таможни при их постановке путают организацию «Гедеон» со Свидетелями Иеговы, что изначально методологически ущербно.

Далее схема выглядит следующим образом. ИП Локтионов М.С. заключает договор о дистанционной работе с некой гражданкой Алекторовой О.Г., проживающей в Саратове. В этом договоре есть все что угодно, в том числе прописано право на отдых, на защиту своих трудовых прав и прочая-прочая, но нет главного — предмета экспертизы, стоимости работы и сроков ее исполнения. А ведь это существенные условия любого договора, без которых он недействителен.

Да и образовательный статус эксперта неясен. Если верить социальным сетям, то в настоящее время Алекторова работает менеджером в офисе «Мегафона». Предварительно скажем, что в Саратове психолога с такой фамилией не знают. Может, она специалист в области русского языка? Об этом мы узнаем не позднее 15 декабря, когда будет подготовлено заключение (крайний срок исполнения контракта) и мы с ним обязательно ознакомимся. Впрочем, у меня имеются серьезные сомнения в том, то такое заключение будет сделано вообще, если это только не заранее спланированная акция с заведомо известным результатом. Такое в нашей практике тоже случается.

Но история на этом не заканчивается. Действия Выборгской таможни по назначению экспертизы были обжалованы руководством «Гедеона» в Выборгском городском суде. И вот 16 ноября состоялось предварительное слушание по делу. Прибывший в суд юрист таможенной службы даже не удосужился представить отзыв на административное исковое заявление.

На вопрос по этому поводу федерального судьи Гомзякова А.Г. он только беспомощно развел руками. Однако тут же заявил ходатайство о приобщении к делу незаверенной копии постановления о назначении экспертизы. Судья данное ходатайство совершенно справедливо отклонил, поскольку документ не был оформлен надлежащим образом. Между тем нам удалось выяснить, что таможня поставила перед предпринимателем Локтионовым аж 21 вопрос!

Про электролампочки и необработанный табак там, естественно, речь не шла, хотя, исходя из специализации предпринимателя, это было бы логично. Особенно умиляют 16-й и 18-й вопросы, в которых индивидуального предпринимателя спрашивают: «Содержится ли в представленных материалах обоснование мнения о противоположности и несовместимости интересов религиозной группы Свидетели Иеговы с интересами других религиозных групп? Какие это высказывания (указать цитаты)»?

А также: «Содержится ли в представленных материалах информация, связанная с ограничением, посягательством на личность, права и свободы граждан, связанная с обязанием или склонением потенциальных или реальных членов общины Свидетели Иеговы дистанцироваться от институтов гражданского общества (семьи, брака и др.)?»

Вы спросите, при чем здесь Свидетели Иеговы, ведь речь идет о протестантской религиозной организации «Гедеон»? А я также не знаю и очень хотел бы получить ответ на этот вопрос у товарища Ленина. Может, для прояснения ситуации ходоков к нему направить?

Поскольку ответчик не представил отзыва и не был готов к предварительному судебному заседанию, то заседание перенесли на 6 декабря. Мне почему-то кажется, что в ходе слушаний мы узнаем еще много интересного. А пока трагикомический спектакль в театре абсурда продолжается.



Анатолий Пчелинцев, адвокат, главный редактор журнала "Религия и право", доктор юридических наук
Ссылки на данную статью [1]