Новости по теме

В Петербурге разгромлена выставка "интерактивных икон"

Днем 21 февраля около десятка молодых людей в камуфляже и в масках ворвались в петербургскую галерею "С.П.А.С." и залили краской и чернилами экспонаты выставки "интерактивных икон" Олега Янушевского. Три картинные погибли, остальные требуют реставрации. Выставочный зал пришлось закрыть на ремонт. По словам директора галереи Сергея Тюрина, сначала выставкой возмущались две посетительницы, заявившие, что она оскорбляет их религиозные чувства. А после этого произошло нападение. Сотрудники галереи считают, что погром совершила "какая-то воинствующая православная молодежь". "Мы надеемся, что их послала не церковь и что это была самодеятельная выходка", - сказала директор петербургского филиала Государственного центра современного искусства Марина Колдобская в интервью "Известиям".

В петербургском Епархиальном управлении инцидент пока не прокомментировали, сославшись на то, что продолжается первая неделя Великого поста. В ГУВД Петербурга "Известиям" не сообщили, возбуждено ли уголовное дело.

Художники приняли обращение к жителям "Северной Столицы", в котором, в частности, говорится: "Очередная хулиганская выходка - свидетельство подъема националистических и шовинистических настроений, прямая угроза правам граждан на свободу вероисповедания и самовыражения, в том числе творческого. Мы не можем допустить, чтобы репутация Петербурга, культурной столицы России, была замарана вандальскими действиями экстремистов".

Автор разгромленной выставки О.Янушевский считает, что существует связь между инцидентом в Петербурге и разгромом выставки "Осторожно, религия!" в Москве. По его мнению, именно безнаказанность устроителей погрома в Музее Сахарова породила новый "православный бульдозер".

О.Янушевский не отрицает, что бросил вызов православной культуре, однако такой реакции на свои произведения не ожидал.

22 февраля 2005 г. Портал-Credo.ru сообщил, что О. Янушевский покинул Россию. В опубликованном на сайте worldart.ru письме из Ливерпуля художник написал: "К сожалению, я был вынужден оставить Россию в силу обстоятельств, тем более, не имея в Петербурге хорошо организованной группы единомышленников, как это сложилось вокруг Марата Гельмана в Москве. Но я чувствую, что моя миссия еще не закончена, и я еще включусь в полноценную политическую и антиклерикальную борьбу за русские мозги".

Еще в ноябре 2004 года Янушевский попросил в Британии политического убежища. И оно было ему предоставлено в октябре 2005 года.

Комментарий: См. также:
Илюнина Л. В чем причина участившихся актов вандализма? // Русская линия. 2004. 26 февраля. (По мнению автора, мероприятие носило "провокационный характер", а "то, что через несколько дней после открытия выставки на Мойке появились люди в масках, выглядит как продолжившаяся инсталяция (которыми изобиловала выставка)". Характерный пассаж: "Конечно жалко, что помещение попортили. Но не надо было его хозяевам забывать, что у нас не мало горячих молодых людей, которых лучше не задевать".)
См. комментарии:
М.Суранова. Налет на галерею // Комсомольская правда. 2004. 25 февраля.
Невердовская Е. Погромщики уничтожили знаки культуры // Ateria.ru. 2004. 27 февраля.
Лыжина С. "Вы должны мириться с тем, что вас оскорбляют!" // Newsinfo. 2004. 29. (Беседа с главой музея Сахарова Ю. Самодуровым.)
М.Сидлин. ШАБАШ "ПРАВОСЛАВНОЙ МОЛОДЕЖИ" // Независимая газета. 2004. 2 марта.
МНЕНИЕ: "Художники-актуалисты" хорошо знают, каким "актуализмом" могло бы закончиться для них издевательство над исламской и иудейской символикой, - игумен ВЕНИАМИН (Новик), Санкт-Петербург // Портал-Кредо.ру. 2004. 10 марта.
Ковалев А. Мученики поп-арта // Коммерсантъ-Власть. 2004. 15 марта.
21 апреля Клуб современного искусства, действующий в Государственной Третьяковской галерее (ГТГ) на Крымском валу, провел дискуссию, участники которой отметили ряд примеров, когда сотрудники музеев и галерей стали опасаться выставлять работы, затрагивающие тему религии каким-либо образом.
Ссылки на данную статью [1]