Новости по теме

Конференция "Права человека и национальная самобытность"

18 апреля 2007 г. в гостинице "Даниловская" в Москве прошла конференция "Права человека и национальная самобытность", организованная ОВЦС Московского Патриархата и фондом Конрада Аденауэра (Германия).

На конференции выступали высокопоставленные представители РПЦ, католической и евангелической церквей Германии, депутаты бундестага от ХДС/ХСС, российские и германские общественные деятели консервативной ориентации. Целью конференции был обмен мнениями, а не принятие каких-либо решений, поэтому кратко приведем некоторые из прозвучавших мнений.


Председатель ОВЦС митрополит Кирилл говорил о "навязывании ценностей, которых придерживается узкая группа людей, большинству", подразумевая некоторые либеральные ценности и (предположительно) традиционно настроенное большинство. Однако пример митр. Кирилл привел не "навязывания", а запрета противостоять такому "навязыванию" - а именно запрета на публичные проявления гомофобии (на чем настаивает, например, Парламентская ассамблея Совета Европы).

Справедливо утверждая, что права человека не могут быть единственной ценностью, митр. Кирилл далее апеллировал к принципу ограничения прав одного человека правами другого: "Если человек реализует свой грех в публичном пространстве, он влияет на других людей, он ограничивает их свободу".

Митр. Кирилл призвал стремиться к гармоничному сочетанию ценностей прав человека (которые он считает очень важными для ограничения произвола государства) и иных ценностей, в том числе религиозных, а не к противопоставлению их (в качестве примера противопоставления он привел выставки в музее им. Сахарова). Митр. Кирилл сомневается в возможности достижения всеобщего консенсуса в области ценностей, но рассчитывает на достижения консенсуса большинства граждан.


Епископ Мартин Шиндехютте, руководитель Управления по связям с зарубежными странами и другими христианским конфессиями Евангелической Церкви Германии, настаивал на том, что определенный минимум человеческого достоинства, вытекающего из принципа богоподобия человека, и прав человека должен быть гарантирован каждому, вне зависимости от степени его греховности. Соответственно, он, в отличие от остальных выступавших на конференции, прямо высказался за право геев на проведение гей-парада, наравне с правом их оппонентов на жесткую критику такового.

Еп. Мартин Шиндехютте подчеркнул, что права человека поддерживаются и должны поддерживать, как и все общественные установления, не принуждением государства, а свободным нравственным выбором граждан. И для обеспечения именно такого их выбора очень важны христианские, и шире - религиозно-культурные, основания концепции прав человека. Соответственно, важно сохранять и культивировать культурные (в том числе и национальные) идентичности. Но, закончил епископ, важно также помнить, что Господь стоит выше этих идентичностей.


Епископ Регенсбургский Герхард Мюллер, уполномоченный епископской конференции (Католическая Церковь Германии) по связям с различными христианскими конфессиями, настаивал на необходимости преодолевать искушение поставить права личности выше иных ценностей, подчеркнул важность конституционного закрепления определенных высших ценностей. Среди первостепенных прав человека епископ назвал "право жить в той среде, которая способствует развитию личности", но все-таки в иерархии ценностей, в том числе в иерархии прав, согласно епископу Герхарду Мюллеру, на первом месте стоит человек, затем - семья, затем уже общество и государство.


Депутат Государственной Думы Наталия Нарочницкая заявила, что права человека вообще не имеют смысла вне определенной системы ценностей, так как это означало бы право жить вовсе без ценностей. Она сказала, что вызов "цивилизации", то есть традиционным ценностям, бросают не права человека вообще, а именно т.н. "третье поколение" прав человека, но эту мысль Н.Нарочницкая, к сожалению, не развивала.

Директор Института религии и права Игорь Понкин заявил, что конфликт традиционных ценностей и прав человека - вымысел, так как все традиционные ценности вполне можно защитить в суде в рамках существующей правовой системы. В качестве успехов такой системы он привел отказ мэра Лужкова в проведении гей-парада и приговор Юрию Самодурову, вынесенный за выставку "Осторожно, религия!".

Митр. Кирилл ответил на это, что правовая защита такого рода кажется ему недостаточной, так как немало и примеров, когда защитить традиционные ценности не удалось. Он напомнил, что в "Основах социальной концепции" РПЦ говорится о возможности гражданского неповиновения и предположил, что Церковь может призвать к нему, если российский парламент пойдет навстречу социальным требованиям сексуальных меньшинств.

Митр. Кирилл также заметил, что аргументация представителей христианских церквей о человеке как образе и подобии Божием, не воспринимается секулярными оппонентами в спорах о правах человека. Впрочем, эта интересная тема развита не была.

Не были развиты также некоторые другие интересные соображения.
Священник Георгий Рябых сказал, что в "постконстантиновскую эпоху", в которой с XX века живет Церковь, христианам не следует уже апеллировать, как раньше, к государству как инструменту спасения, и возникает вопрос, могут ли христиане апеллировать к государству вообще. По мнению о. Георгия, именно на христианской основе возникли такие современные общественные ценности, как "свобода, справедливость и солидарность", и для защиты этих общественных (не государственных и не собственно религиозных) ценностей христиане вполне могут апеллировать к государству.
Протоиерей Всеволод Чаплин отметил, что, пока религиозные и секулярные ораторы говорят о правах человека и о ценностях в общих словах, согласие у них оказывается не меньше, чем на 90%, но конфликтов от этого меньше не становится. Видимо, требуется все-таки более предметный разговор о соотношении различных ценностей.

Соб. инф.

Комментарий: См. также:
Выступление митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла на конференции "Права человека и национальная самобытность" // Интерфакс-религия. 2007. 19 апреля.
См. также:
Минин С. С разных колоколен // НГ-Религии. 2007. 16 мая.