Журналистский дискурс

Выборка исследуемых изданий на данном этапе претерпела небольшие изменения и имеет следующий вид.

Ежедневные газеты:

"Кубанские новости";

"Вольная Кубань";

"Краснодарские известия";

"Кубань сегодня"



Еженедельные газеты:

"Краснодар";

"7 дней Кубани";

"Московский комсомолец на Кубани";

"Аргументы и факты - Юг";

"Краевые новости";

"Независимый голос Кубани".

Журнал:

"Люди года"



Последние летние месяцы характеризуются, к сожалению, произошедшими в стране несколькими террористическими актами, в том числе и в г. Краснодаре. Обсуждение данных событий в краевой прессе сопровождалось актуализацией дискурса этничности. Активным использованием этнического кода в таких публикациях выделяется "Кубань сегодня". В размышлениях по поводу теракта в Тушино, опубликованных в "Кубань сегодня" от 11 июля, ответственность за случившееся возлагается на всех чеченцев, проживающих в столице. "Чеченки-взрывницы не в день взрыва в Москву приехали, где-то же они останавливались, вживались в обстановку. Опять же не у молдаван и евреев, обосновавшихся в Москве, останавливались. У земляков они жили, у земляков консультировались и экипировались". Именно чеченцы, по мнению автора, М. Беглецова, являются организаторами нелегальных поставок оружия и боеприпасов в столицу. Они-то, якобы, и спровоцировали так называемое дело об оборотнях в погонах. "Повязали ребят (сегодня это уже известно наверняка) по доносам представителей чеченской диаспоры, которым наши опера были как кость в горле". Как видно, чеченцы рассматриваются автором как некая самостоятельная, отдельная от российского общества группа, как некое инородное тело. Показательна следующая цитата: "Сразу после взрыва в Тушино лидеры чеченской диаспоры выступили с заявлением о том, что теракт есть одна из попыток их кровных врагов не только опорочить добрые имена этих мирных чеченцев, но и чужими руками уничтожить их физически. Интересное нам крутят кино: чеченцы дерутся, а москвичи и гости столицы гибнут". Интересно здесь как раз таки то, что автор не считает их ни москвичами, ни гостями столицы. Таким риторическим ходом, а также активным использованием термина "диаспора" постулируется чуждость данных лиц для общества.

Совсем откровенно призывает рассматривать чеченцев как бандитов со всеми вытекающими отсюда выводами публикация в "Кубань сегодня" от 18 июля. Автор публикации все тот же - М. Беглецов. "Все еще не подвергнут ревизии пресловутый лозунг советских времен о том, что преступность не имеет национальности. Но ведь преступник-то конкретного роду, племени и конкретной национальности! Чего тут темнить?" Естественно, что первыми кандидатами в преступники на данном основании, для автора являются чеченцы. "То, что без внутримосковской поддержки террористы были бы в ней слепыми котятами, что в столице существует монолитное, грамотное чеченское подполье - разве не факт?" Отношение к ним государства и общества должно строиться на основе репрессивной модели, так как "все жесты доброй воли со стороны российского руководства по отношению к чеченцам, живущим в Чечне, рассредоточенным по многочисленным диаспорам на собственной российской территории, заканчиваются террором против России". В качестве примера автор, конечно же, приводит опыт США. "Когда Япония напала на Перл-Харбор, сотни тысяч японцев (американских граждан) были помещены в концлагеря. После известных событий одиннадцатого сентября у всех людей арабской внешности, прибывающих в Штаты, снимают отпечатки пальцев и в случае каких-либо подозрений проверки ведутся с какой угодно пристрастностью".

Освещение прессой терактов в Краснодаре отличается практически полным отсутствием аналитических статей, посвященных этому событию. Авторы публикаций ограничились описанием произошедшего и передачей оценок представителями власти. В газетах были опубликованы интервью с губернатором края, главой г. Краснодара и представителями силовых структур. Все представители власти просили "не проводить параллелей с каким-то "чеченским" или другим следом. Бандит не имеет национальности". Однако культивируемая в российском обществе фактически все последнее десятилетие чеченофобия не могла не проявиться в оценках происшедшего. "Вольная Кубань" от 29 августа опубликовала мнения краснодарцев по поводу взрывов. При всем их многообразии превалировал именно "чеченский след", наиболее отчетливо выраженный одной домохозяйкой. "Даже странно, что чеченцы только сейчас добрались до Кубани. В нашем многонациональном крае с кавказской внешностью можно себя преспокойно чувствовать. Это сейчас милиция на каждом углу даже адыгов проверяет. Но это на две недели - не больше".

То, что инициаторы взрывов имели своей целью использовать актуализацию ксенофобно окрашенного дискурса этничности для дестабилизации обстановки в крае, в качестве центральной версии предложили "7 дней Кубани". Автор опубликованной в № 34 статьи сомневается в прямой связи событий в Краснодаре и противостоянием в Чечне. Приводится несколько оснований для такой точки зрения, в том числе и тот факт, что за годы чеченской войны террористы старались не осуществлять свои акты в Краснодарском крае. "Тому есть разные объяснения, и не последнее из них - забота о безопасности интересов чеченского бизнеса на Кубани". В то же время, отмечается в статье, регион в последнее время "накопил если не критическую, то внушающую опасения массу этнических противоречий". По мнению автора публикации, совместными усилиями федеральных и краевых властей удалось пригасить наиболее острые конфликты. "Именно это может и не устраивать некие силы, заинтересованные в том, чтобы дестабилизировать ситуацию в крае, спровоцировать в обществе взаимную подозрительность, "охоту на ведьм" и, как следствие, эскалацию напряженности, сползание мирной до сей поры Кубани в пучину смуты, - если не новой Кавказской войны... И за всем этим не обязательно стоят чеченские сепаратисты или ревнители вахаббизма". Жаль, однако, что автор не задался вопросом, почему уже столько лет именно розыгрыш "этнической карты" рассматривается как эффективный ресурс политических игр.



Не только в непосредственной связи с терроризмом, но и шире, с преступностью предпочитает обсуждать краснодарская пресса и вопросы миграции, которая мыслится непременно как "иноэтничная". Автор, уже дважды упомянутый в этом выпуске, М. Беглецов в "Кубань сегодня" от 16 августа задается вопросом хорошо или плохо то, что в России выросла рождаемость "не за счет природных русских, а за счет ее русскоязычных приезжих жителей". Какого ответа придерживается автор, сомневаться не приходится. По его мнению, Россия не способна переварить то количество мигрантов, которые приехали за последние 10 - 15 лет (рассматривается цифра в 20 миллионов человек). "Слов нет, Россия велика и необъятна, но мало кто из приезжих горит желанием поселиться в Магадане или даже в Вологде. Им подавай такие мегаполисы, как Москва или Санкт-Петербург, для многих желателен Юг России, лучше всего Краснодарский край (желательно Сочи)". Большинство мигрантов автор предпочитает классифицировать как "стихийных переселенцев, которые экспортируют сюда "законы гор", а проще говоря, скотоводческий феодализм". Поэтому, само собой разумеется, что последствия такой миграции представляются удручающими. "На Ставрополье есть районы, где в школах учится до 80 процентов детей мигрантов. Как они учатся, сами понимаете, но главное - что русским детям здесь не школа, а зона для малолеток". Еще более удручает автора ситуация в экономической сфере, прежде всего в торговле. "Рынок. Много вы найдете, как говорят в милицейских протоколах, лиц славянской национальности? Вообще-то есть, но в качестве продавцов-реализаторов, а не продавцов-хозяев. Рабы на рынке - белые, господа - черные (в российском смысле)". Ситуацию в Краснодарском крае автор характеризует как более благоприятную (наверное, благодаря "мудрому" руководству). Однако и здесь ему мерещится опасность. "Белых лиц на улицах кубанских городов и станиц пока больше. Да, черные и желтые, прочие нелегалы заполняют нишу непрестижной работы. Но будьте уверены: до поры до времени".

Примечательно, что автор вполне осознает ксенофобный характер публикации. И даже считает его справедливым. "Шовинизм? А что прикажете делать русскому Ивану, когда с одной стороны в его кармане роется свой национально идентичный кровосос, а с другой стороны засунул лапу вчерашний бандит - пастух и конокрад из ближнего зарубежья?" Направленность действий, которых ожидает от читателей автор, становится понятна из заключительных выводов публикации. "То, как сегодня российский народ разбавляется инородцами, свидетельствует: о России как цивилизации придется забыть. Нам другая цивилизация уготована. Какая? Это уже видно сегодня. Ждем-с?"

"Кубанские новости" от 25 июля общим размышлениям о мигрантах предпочли публикацию материала о конкретном случае, объектом которого стали цыгане. Однако направленность статьи никоим образом не изменилась. Иначе как преступниками цыгане в ней не рассматриваются. "Сочи, тем более в период летних отпусков, всегда был лакомым кусочком для цыган. В большинстве случаев они пытаются заработать гаданием или попрошайничеством в общественных местах, но это - лишь видимая часть айсберга, прикрытие для краж, которые, как правило, совершаются детьми. Пока женщина в цветастой юбке предсказывает судьбу клиенту, малолетние преступники (чаще всего дети или племянники гадалки) ловко вытаскивают из сумочек кошельки и другие ценности после чего убегают. Ловить их практически бесполезно, дорогу тут же заступает крикливая толпа родственников с орущими младенцами на руках, вокруг вертятся другие детишки, как две капли воды похожие на сбежавшего". Описываемый в статье случай происходил, в целом, согласно представленному сценарию с тем лишь дополнением, что при выяснении личности задержанных "стало известно, что трое из них прибыли из Абхазии и находятся на территории Российской Федерации незаконно". Незамедлительно данные лица были доставлены в суд, который безотлагательно рассмотрел суть дела и вынес решение о принудительном выдворении задержанных за пределы России. Что и было исполнено сотрудниками правоохранительных органов в тот же день. "Это не последний случай депортации. Подобные меры будут применяться и дальше для того, чтобы обеспечить личную и имущественную безопасность отдыхающих и жителей нашего города. Для нас национальность не имеет никакой роли. Главное - уважение к законам России", - отметил заместитель начальника УВД Центрального района города Сочи полковник милиции Иван Костюк". Однако тот факт, что статья подписана пресс-центром УВД г. Сочи, позволяет усомниться в истинности такой позиции.

Квинтэссенцией подхода краевой прессы к освещению темы миграции может служить публикация газеты "Вольная Кубань" от 13 августа, подготовленная ее аналитическим центром. В поисках ответа на вопрос о причинах массовых переселений людей авторы остановились на пословице: "Рыба ищет, где глубже, а человек - где лучше". Современная активная миграция обусловлена в значительной степени "вооруженными конфликтами, чаще всего этническими". Миграционная ситуация в Краснодарском крае также рассматривается как результат действия именно этого фактора.

Характеризовать масштаб миграционных потоков в край авторы предпочитают в терминах "всплеск", "лавина" и т. д. Доказательством этому должны служить приводимые данные статистики. Однако демонстрируемые операции с цифрами иначе как манипуляцией охарактеризовать сложно. "По данным Всероссийской переписи, население края увеличилось за счет вновь прибывших более чем на 500 тысяч человек". И здесь же. "С начала 90-х годов миграция в край приняла обвальный, неконтролируемый характер. Она более чем в шесть раз превысила среднероссийские показатели. За это время в край на постоянное место жительство прибыло более одного миллиона человек, то есть каждый пятый житель является мигрантом". Если же взглянуть на цифры неангажированным взглядом, то ничего "катастрофического" они не покажут. По данным Госкомстата по состоянию на 1 июня 2003 года в Краснодарском крае проживает 5 миллионов 108 тысяч 900 человек. А по данным Всесоюзной переписи 1989 года в крае проживало 4 миллиона 620 тысяч 900 человек. Таким образом, прирост населения за 13 лет составил порядка 10 %. Назвать его обвальным можно только имея большую фантазию. К тому же стоит добавить, что общий прирост населения в регионе был обеспечен в основном за счет пиковых 1991-94 гг., в дальнейшем же происходит снижение механического притока, что полностью соответствует общероссийским тенденциям.

Как особенность миграции в край рассматривается "ее многонациональный состав и компактное расселение мигрантов". При этом непременно отмечается стремление их "осесть в наиболее важных в стратегическом отношении районах - вблизи государственной границы и на Черноморском побережье". Как результат миграции постулируется рост практически всех этнических групп. Однако использование статистических данных сопровождается откровенной манипуляцией. "Этническая карта Кубани прямо-таки на глазах претерпела существенные изменения. Скажем, армяне, в массовом порядке покидающие свою историческую родину, по количеству населения занимают в крае уже не четвертую строчку, как в 1978 году, а вторую - после русских". Интересно знать, почему авторы пропустили данные переписи 1989 г., согласно которым армяне занимали третью позицию по численности?

Отвечая на вопрос, благо или зло несет с собой миграция, авторы отстаивают позицию, что "хороша или, по крайней мере, приемлема та миграция, которая регулируется и контролируется". На основании этого хвалебными словами оценивается деятельность краевых властей по регулированию миграционных процессов. На положительную оценку этих действий оказывает влияние и то, что "центр поддержал политику администрации края". В качестве заслуг краевой власти отмечается создание "системы контроля за миграционными процессами, в том числе и за незаконной миграцией". В ней задействованы участковые в жилых микрорайонах, председатели квартальных домовых комитетов, управленческая вертикаль районного, городского и краевого звена. Другим достижением предлагается рассматривать составление "этнического паспорта Краснодарского края". "Он позволил определить болевые точки и выработать конкретные меры по улучшению межнациональных отношений и предупреждению межэтнических конфликтов, вызванных избыточной миграцией". Важнейшее значение придается работе комиссий миграционного контроля. "Такая комиссия существует при главе администрации Краснодарского края, и еще действуют 33 районных и 15 городских комиссий миграционного контроля". Тот факт, что их создание и деятельность противоречит нормам федерального законодательства и, по существу, является антиконституционным, авторов статьи совсем не заботит.

Несмотря на такую "кропотливую" работу властей миграция все равно актуализируется авторами как проблемное поле. "Избыточная миграция создает перегрузку инфраструктуры края, способствует росту преступности, обостряет и без того непростые межнациональные отношения". И здесь главной "проблемой" выделяются турки-месхетинцы. Ее решение видится в репатриации последних на "историческую родину". "В этой связи назрела необходимость обращения в МИД РФ для инициирования перед Советом Европы проблемы выполнения Грузией условий ее принятия в эту организацию (в том числе возвращения на историческую родину турок-месхетинцев), это особенно актуально в связи с проведением СЕ инспекции Грузии".

Другими немаловажными проблемами миграционной ситуации в России признаются проблема определения правового статуса граждан бывшего СССР и проблема контроля за внутренней миграцией в Российской Федерации. Суть первой проблемы видится авторам в том, что к некоторым категориям бывших советских граждан не получивших российского гражданства затруднительно применение административных санкций, предусмотренных законом о положении иностранных граждан, так как "некуда выезжать по истечении срока временного пребывания и некуда выдворять". Ситуация усугубляется тем, что с начала 2004 г. признаются недействительными советские паспорта, в результате чего десятки тысяч людей окажутся лишенными возможности свободного перемещения по России и за ее пределами. В качестве рекомендации авторы предлагают "для разрешения данной проблемы разработать конкретные инструкции и указания для органов внутренних дел".

Относительно второй проблемы в статье постулируется требование выработки "федерального закона "О миграции", который бы вводил дополнительные механизмы воздействия на миграцию. Например, разрешение регионам повышать налог на имущество, плату за услуги жилищно-коммунального хозяйства для лиц, у которых в результате регистрации мигрантов размер жилой площади сократился ниже установленной законом нормы, повышение роли органов власти субъектов Федерации при решении вопросов оставления на жительство иностранных граждан и т. п."



Эссенциалистский подход к пониманию этничности, господствующий в краевой прессе, одним из своих следствий имеет стремление к установлению "настоящей национальности" тех или иных персон. "Кубань сегодня" от 18 июля опубликовала статью о псевдонимах. Останавливаясь на причинах подобных практик, автор одной из главных выделяет желание человека скрыть свою этническую принадлежность. "После революции в обменный пункт фамилий ринулись все, кому не лень было скрыться от своего прошлого. Чтобы, значит, слиться с массами и... руководить ими, не вызывая, к примеру, национальной неприязни". Основную массу рассматриваемых случаев представляют факты смены "еврейских" фамилий на более "благозвучные". Само собой разумеется, что центральное место в статье было отведено деятелям революции. "Особенно любили изменять фамилии революционеры всех мастей, особенно неславянского происхождения. После революции почти не осталось деятелей с местечковыми фамилиями". При этом автор не упускает возможности поиронизировать над фамилиями своих героев. "Революционер, а потом государственный деятель Григорий Евсеевич Зиновьев еще до революции 1917 года отказался от своей местечковой фамилии Радомысльский (по другим сведениям - Альфенбаум). Вот только не порадовал он своими мыслями российский народ". Итогом статьи служит призыв не доверять особо фамилиям, чтобы определиться с этничностью человека. "Не всегда верь ушам своим. Даже фамилии: Ивановы, Петровы или Сидоровы могут быть "озвучены" на самом деле иначе". Однако, занятный факт, в статье "А кто за псевдонимом?", а именно так называется этот текст, нет ни фамилии, ни даже псевдонима самого автора. Возможно, увлекшись поисками истины, он усомнился даже в себе.

"Кубань сегодня" от 23 июля опубликовала негодующие размышления писателя Логинова о различного рода переименованиях. Особое неудовольствие вызывает у автора возвращение городу на Неве исторического названия Санкт-Петербург. "Сгоряча и впопыхах вернули городу стародавнее неповоротливое немецкое название - Санкт-Петербург, хотя этот город еще при царе Петроградом назывался. Пусть новым преобразователям претит имя вождя мирового пролетариата, пусть, но зачем же возвращать немецкое? Санктъ..." Именно тот факт, что название города "немецкое" и вызывает негодование писателя. "Если уж так захотелось, почему бы не назвать Ленинград Петроградом? Это было бы по-русски. Видимо, святотатцам претит все русское".



Традиционным для прессы жанром является публикация писем читателей. Стоит отметить, что краснодарские газеты редко печатают читательские размышления по теме этничности либо другие письма, продуцирующие данный дискурс. В рассматриваемый период подобные материалы опубликовала только одна газета. "Кубань сегодня" от 8 августа в своем обзоре читательских писем выделила следующее мнение. "Россия номинально существует лишь на карте. Фактически она разделена между национальными и коррумпированными кланами. Всем невтерпеж поживиться русским добром, народным богатством. ... Что самое обидное: русские в своей стране уже не чувствуют себя хозяевами - им уготована участь нацменов. Зловещее, хитроумное иго давит и давит на ослабевшую державу".

Откровенно ксенофобный характер имеет письмо читателя, опубликованное в "Кубань сегодня" от 11 июля. Его автор, О. Николаев, делится своими впечатлениями от просмотра телепередачи "Домино", где "одна из ведущих - "негра". Возмущение читателя вызвала позиция одной из героинь передачи, выделяющая как главную в супружеской жизни только финансовую сторону. Виновной в формировании такой позиции молодых женщин автор признает в первую очередь телеведущую, называя ее исключительно "негритянская теледива из "Домино". Вывод же, который делает читатель, совсем недопустимо оскорбительный. "Если так принято в Африке - так пусть "негра" туда и едет, там своих соплеменниц своему "искусству" и учит!"



В краснодарском журнале "Люди года" в № 6 (10) за 2003 г. темой номера были "Межнациональные отношения на Кубани". Первый материал на данную тему "В поисках черной кошки" написал Святослав Касавченко, редактор издания. Данный текст предваряет карту "конфликтов на национальной почве", публикуемую далее. С. Касавченко, как априори, заявляет в своей публикации о проживании 127 национальностей. Хотелось бы заметить, что живут все-таки люди, а не национальности. Такой "объективистский" подход еще раз демонстрирует отношение к народам, нациям, этносам и т.д., как к своеобразным субстанциям, имеющим свои собственные, присущие только им, характеристики. Что любопытно, журналист сам сомневается в существовании межнациональных конфликтов, обвиняя в приписывании подобных классификаций полукриминальным разборкам и бытовым дракам своих коллег по перу и "неповоротливую милицию". Высказывая мысли о "срежессированности большинства конфликтов", авторы материала самим составлением "карты межнациональных конфликтов" конструирует эти конфликты как "этнические", хотя и оговариваются, опираясь на мнения экспертов-конфликтологов, что "практически любой этнический конфликт начинается с экономического противоречия, социальной проблемы или уголовного преступления. Но поскольку его участниками являются люди разных национальностей, конфликт становится по своим последствиям именно этническим". Налицо нестыковка: на предыдущей стр. 51, С. Касавченко пишет о вине журналистов, придающих конфликтам этническую окраску, а на следующей стр. 52 мы читаем аналогичные высказывания о конфликтах как этнических, но уже вышедшие из-под пера журналистов его же издания, которые он как редактор, видимо, одобрил и пропустил в номер.

Интересен комментарий к карте одного из ее составителей М. В. Саввы. Указывая на причины этнических конфликтов, он, с одной стороны, подчеркивает "немалую роль", которую "играют некорректность многих средств массовой информации в освещении этнических проблем", а также "отсутствие нормальных партнерских отношений между властью и общественными объединениями, в том числе национальными". Но, с другой стороны, выступающий как эксперт М. В. Савва продолжает высказывать мысли о предопределенности конфликтов из-за "большого количества этнических общностей, проживающих на территории края, и активной миграции начала 90-х годов прошлого века, которая привела к возникновению достаточно крупных диаспор". Причем автор противоречит своей логике, когда, рассуждая о предотвращении этнических конфликтов, пишет о том, что предоставление каждому этносу национально-государственного образования, не избавляет от появления конфликтов. Так причем здесь количество этнических общностей? Спорным представляется и способ прогнозирования этнических конфликтов. "Берется карта уже имевших место конфликтных ситуаций, на нее накладывается калька территорий с острыми социально-экономическими, экологическими и другими проблемами. Места совпадения - наиболее вероятная территория очередного конфликта на этнической почве". Возникает резонный вопрос: если проблемы социально-экономические и экологические, то с какой такой стати ситуация определяется как этнический конфликт!? Противоречивость проявляется и в следующих словах: "Так, должны предприниматься усилия по вовлечению меньшинств в процесс принятия политических решений, чтобы показать, что их права соблюдаются. Подчеркну, что это не означает возможности ущемления представителей этнического большинства".

Завершает подборку материалов в журнале на данную тематику фрагмент монографии некраснодарского социолога и психолога Светланы Лурье "Монологи из "тюрьмы народов". Что характерно, взят близкородственный по риторике текст, где "русские" и другие народы выступают как монолит: "Что в это время (время распада СССР) делают русские?", "Этот период, когда русские находятся как бы в бреду" и т.д. (стр.51-56). Однако отметить хочется не столько этот факт, сколько высказываемую редактором издания надежду на этнопсихологию как эффективный ресурс по регулированию рассматриваемых проблем. Здесь надо отметить, что этничность и связанные с нее практики являются все-таки социальными отношениями, и попытка описания их психологическим инструментарием не может иметь позитивного результата.