Журналистский дискурс

Выборка исследуемых изданий на данном этапе не претерпела изменений и имеет следующий вид.

Ежедневные газеты:

"Кубанские новости";

"Вольная Кубань";

"Краснодарские известия";

"Кубань сегодня".

Еженедельные газеты:

"Краснодар";

"7 дней Кубани";

"Московский комсомолец на Кубани";

"Аргументы и факты - Юг";

"Краевые новости";

"Мир Кубани";

"Патриот Кубани"

За три весенних месяца (март - май 2003 г.) нами было выделена 31 публикация данных изданий, в той или иной степени продуцирующих дискурс межэтнических отношений. Большая часть этих материалов является либо трансляцией заявлений и идей, непосредственно исходящих от представителей краевой власти или иных политических деятелей, либо своеобразным результатом противостояния борющихся за властные ресурсы элитных групп. Для края дебатирование этнического по-прежнему остается политическим делом, ибо в этничности видят основополагающую характеристику социальной реальности, на основании чего рассматривают ее как важное средство мобилизации ресурсов. Симптоматичным в этом плане представляется проявляющаяся в отчетный период тенденция уменьшения количества публикаций, которые бы можно было классифицировать как сугубо журналистские. Отмечаемый многими аналитиками факт положения "несамостоятельности" краевых СМИ, их зависимости от бюджета или местных "олигархов" практически лишает их права собственного голоса. Когда тематика политически нагружена, то места для журналистской инициативности уже не остается.

Во многом с этим связано и отмечаемое в предыдущих докладах превалирование событийных публикаций, т. е. вызванных какими-либо значимыми событиями, над предметными. В рассматриваемый период подобных действий, которые бы спровоцировали массовую реакцию прессы, а не обычное о них информирование, не случилось. Однако с определенной долей условности предложенная классификация оказалась актуальна и на сей раз.



Событийные публикации



Этнической группой, вокруг которой во многом конструируется соответствующий дискурс краснодарских СМИ, являются турки-месхетинцы. Периодически краевые газеты публикуют материалы, персонажем которых выступают месхетинцы, и абсолютно все они рассматриваются как "проблемный репортаж". Показательным примером является статья в "Вольной Кубани" от 1 марта, рассказывающая о проведенной сотрудниками крымской ПВС РОВД, работниками администрации и казаками переписи "всех жителей Крымского района, в графе "национальность" которых написано "турок-месхетинец". С первого же абзаца становится понятно, что это именно "проблемный репортаж". "Перового марта этого года истекает срок регистрации турок. А так как порядок оформления их пребывания на территории Краснодарского края пока не определен, то с начала первого месяца весны у многих представителей этой национальности могут появиться серьезные проблемы". Всего же один только термин "проблемы" используется 6 раз.

Основное содержание статьи посвящено, однако, не трудностям самих месхетинцев, а тем "проблемам", которые они, и в целом мигранты, несут "принимающему" обществу. По мнению автора статьи, "в результате миграционных процессов изменилось соотношение этнических групп, исторически сложившихся [выделено мной - А. К.] на территории Крымского района". Если до 1995 г. здесь проживали представители 50 национальностей, то "по данным на первое января 2003 г., на территории Крымска и Крымского района проживают 134 тысячи человек - представители 86 национальностей". Для автора уже один этот момент представляется проблемой, а ведь еще "приток мигрантов создает массу социальных проблем, а также проблем для правоохранительных органов". Приводимая статистика, впрочем, явных доказательств этому не дает, что осознает и сам автор. "За последние пять лет турки-месхетинцы совершили 69 уголовных преступлений. Но, по словам специалистов, эта цифра не может быть точной, так как у некоторой их части в паспорте в графе "национальность" написано: "азербайджанец", "грузин", "узбек". За курдами - 7 преступлений, езидами - 7, цыганами - 28. Армяне только за последние четыре года совершили 64 преступления". Компенсируются недостатки количественных показателей ссылкой на экспертное знание о криминальной специализации той или иной этнической группы. "По оперативным данным, основную роль в сфере незаконного оборота наркотиков играют цыгане, для турок-месхетинцев характерно сокрытие налогов и доходов от коммерческой деятельности, незаконный оборот наркотиков, кражи и мелкое хулиганство. Но преступления, которые совершают турки-месхетинцы, получают большой общественный резонанс".

Следует заметить, что проходила описываемая акция всего несколько месяцев спустя после Всероссийской переписи населения, в которой месхетинцы приняли самое активное участие. Это подтверждается и заявлениями председателя крайкомстата, и результатами академических исследований. Однако целесообразность нового переписывания турок ни у его участников, ни у автора статьи вопросов не вызывает. Главное, что "как любое другое государство, Россия, и Кубань в частности, пытается оградить себя от лишних проблем. Но сначала нужно посчитать, сколько их, этих самых проблем".

Представленный образец публикаций о турках-месхетинцах является типичным для края. Он служит также и типичным примером политической ангажированности местной прессы. Именно данная проблематика выступает ключевой в "национальной политике" краевой администрации, поэтому иных, противоположных позиции власти интерпретаций не допускается.



Здесь следует отметить, что обращение к теме "межнациональных отношений" и соответствующей политики разных уровней власти по-прежнему остается популярным средством ведения избирательных кампаний, да и в целом политической борьбы. Примером этого выступила предвыборная борьба за пост мэра г. Новороссийска. По разные стороны баррикады оказались В. И. Синяговский, а точнее администрация края, чьим ставленником он является, и С. А. Шишкарев, депутат Госдумы и новороссийский "олигарх". Не отличавшиеся до этого толерантностью подконтрольные последнему СМИ в качестве одного из способов обличения губернатора и его креатуры избрали критику их антимигрантских настроений. В частности, в газете "7 дней Кубани" № 10 в колонке слухов размещается материал об одной из встреч В. И. Синяговского с избирателями. В ходе собрания прозвучал вопрос о наведении порядка на "китайском" рынке. Так в городе называют полустихийный базарчик около длинного жилого дома, издавна носящего за свою протяженность название "китайской стены". "Синяговский, услыхав вопрос, озабоченно сморщил лоб и ответствовал: мы, мол, посоветуемся с губернатором, чтобы выдворить всех китайцев за пределы Кубани... Вот так ни в чем не повинные китайцы едва не стали жертвой элементарной путаницы".

В "7 дней Кубани" № 9 было опубликовано интервью с председателем краевой организации "Союз армян России" А. П. Оганисяном, в котором он обращает внимание на происходящие в крае ксенофобные события. "Вы помните постановление по депортации, о создании фильтрационных лагерей, вы помните погром армянских могил на Славянском кладбище в Краснодаре, массовые беспорядки, погром в Славянске-на-Кубани при Синяговском? На каждом шагу каждую минуту при каждом движении мы видим нарушение прав". При этом А. П. Оганисян не склонен выделять ситуацию с этническими меньшинствами в отдельную проблему, отмечая ее как составную часть общего удручающего положения с соблюдением прав человека в Краснодарском крае. "25 тысяч армян, проживающих в Новороссийске, оказались точно так же ущемлены в своих правах, как и все остальные жители города".

Продолжившееся и после выборов противостояние обеспечило появление новых публикаций. "7 дней Кубани" № 14 критически отнеслись к инициативе А. Н. Ткачева организовать отдых на территории края иракских детей. "Последние два года на Кубани не были отмечены особым всплеском интернационализма. Еще не стерлись из памяти губернаторские речи насчет фамилий с "неправильными" окончаниями. Краевые чиновники никак не выучат разницу между незаконными мигрантами и мигрантами вообще, а "лицо кавказской национальности" (на Кавказе!), будь оно хоть трижды гражданином РФ, не получит регистрацию в крае". Учитывая такую ситуацию, предложение губернатора, по мнению автора статьи, следует расценивать как исключительно имиджмейкерский ход. "Ни к чему не обязывающим заявлением губернатор, во-первых, обозначил приверженность гуманным идеалам, во-вторых, отмежевался от прежних наскоков на соседей-иноплеменников, в-третьих, понятно, что массового завоза маленьких иракцев никто не организует, а принять небольшую группу в Анапе или Туапсе - почему нет?".

Представленная критика политики краевой администрации является едва ли ни единственным фактом выхода ее на публичный уровень. Стало это возможно лишь благодаря развернувшейся борьбе внутри элит. С завершением данного противостояния исчезнет и эта возможность.



Еще одним видом событийных публикаций, всколыхнувших этническую проблематику, можно считать материалы, связанные с действиями вокруг Ирака. Иракские события практически не сопровождались ростом ксенофобных выступлений в краснодарской прессе при достаточно большом количестве антивоенных публикаций. В частности, краснодарский Центр национальных культур распространил свое обращение против военных действий в Ираке, под которым подписались несколько десятков лидеров национально-культурных общественных организаций.

Обсуждению на страницах прессы подвергся призыв Верховного муфтия России Т. Таджуддина объявить джихад США и отрицательная реакция на него российских федеральных властей. Выступивший в "Краснодарских известиях" от 9 апреля муфтий Духовного управления мусульман Республики Адыгея и Краснодарского края Н. Емиж отметил, что "к счастью, никто из моих единоверцев в Адыгее и на Кубани не принял заявление Таджуддина всерьез". Не более чем как эмоциональное высказывание расценил его и начальник отдела по делам религии управления по взаимодействию с политическими партиями и общественными организациями краевой администрации А. Бабсков. "Однако, - отметил он, - оно может повлечь за собой межнациональный конфликт, здесь я согласен с президентом. Талгат Таджуддин не имел никакого права объявлять джихад Америке, у него просто нет на это полномочий". Позиция газета также представляла собой озабоченность ситуацией. "Слово сказано - призыв Таджуддина могут принять к действию радикально настроенные исламские группировки. И это вряд ли послужит налаживанию мира на Ближнем Востоке".



Предметные публикации



Важными субъектами продуцирования дискурса этничности в крае являются представители творческой интеллигенции, в первую очередь писатели. Газеты периодически предоставляют им свои полосы, и размещаемые материалы часто в той или иной степени затрагивают этническую проблематику. Так "Кубань сегодня" от 12 марта опубликовала рассуждения В. Логинова "Иваны, родства лишенные". Поводом для них послужил новый российский паспорт, в котором отсутствует графа "национальность". Отказ от ее официального фиксирования писатель рассматривает как лишение человека самой национальности. Последняя мыслится ему исключительно в духе примордиализма как выражение некоего биологического единства, как единый род, требующая при этом обязательной документальной фиксации. "Но я и под пыткой кричать стану: русский я, русский, с древними корнями. В моем роду Александр Невский, Дмитрий Донской, Суворов, Кутузов, Жуков. И Ломоносов тоже. Доказать? Докажу. В свидетельстве о рождении у меня черным по белому записано о моих родителях: Логинов Николай Васильевич - русский, Логинова Мария Васильевна - русская. И я об этом не забуду до смертного часа". Такой подход к пониманию национальности и позволяет заявить: "Родства русских людей лишили!"

В своих размышлениях автор стремится опереться на представителей других национальностей, ибо видит в этничности выражение самобытности человека и некую разделительную линию, разрушение которой приведет чуть ли не к его гибели. "Русский, я поклонник и защитник своего народа. Татарин, адыг или тот же еврей меня упрекать не вправе. Каждый из них волен, воспевать свою национальность и даже считать ее богоизбранной. Запрет на это равносилен запрету на патриотизм. Нельзя стричь всех под одну гребенку. Мы же все разные. Обезличка чревата потерей самобытности". Особо писатель обращается к евреям. "Я это сделал специально, в надежде заручиться поддержкой евреев. Они ведь тоже в паспорте лишаются национальности. И я хочу спросить у природных евреев: вам-то не обидно лишиться национальности?". Сам автор уверен, что "зловещий пункт в анкетах предан анафеме и забыт. Наоборот, сейчас эта национальность в моде, гордиться можно".

Непосредственный итог акции для автора очевиден. "Нас всех - русских, татар, евреев - хотят свести в единый отряд россиян. Свести воедино, чтобы обезличить. Чтобы все стали россиянами вообще". Но это, однако, не главное. Основной целью является порабощение русского народа. "Надо было, чтобы непокорные русские забыли, что они русские. Для этого и приготовлен новый паспорт, где отсутствует графа "национальность". Стоит за всем этим "наш главный враг", использующий "дьявольский план американского разведчика Даллеса".



Краевые писатели, даже рассуждая о литературном процессе, неизбежно затрагивают проблематику этничности, прежде всего "еврейский вопрос". "Кубань сегодня" от 11 апреля опубликовала заметки В. Канашкина, в которых он не только литературу, но и в целом жизнь российского общества вслед за Солженицыным рассматривает сквозь призму русско-еврейского "сожительства". "Если бросить "обобщенный" взгляд на минувшее, то придется признать: был у нас на Руси варяжский период, был татарский, был немецкий, был и совсем свежий, еврейский". Однако в силу различных обстоятельств "эпохе евреев в России в ее функционально-гегемониальном виде пришел конец". Становление государства Израиль в конечном счете приведет к тому, что все национально мыслящие евреи обоснуются там. Поэтому "оставшиеся татары, немцы и, разумеется, евреи никакой помехой, тем более крамольной, теперь не являются".

Проблему современной российской действительности автор видит в необходимости изжить оставшееся после них наследие. "Самая чреватая опасность на сей час заключается совсем не в том, что еще вчера евреи были наверху и повелевали русским народом, понуждали его действовать в своих интересах. Самая зловещая опасность таится в самозакрепощении, когда народ, отказываясь от собственного предназначения, предпочитает и в постеврейском пространстве оставаться в вязкой тине прежнего благодушного помрачения". Именно этим путем идет современная российская литература, копируя в ущербном виде еврейские образцы жизнедеятельности. "Все русские, судя по последнему американскому телесериалу Родиона Нахапетова и экскурсам Владимира Познера, превратились постепенно в Америке в прослойку литераторов-авангардистов. Иными словами, продублировали евреев, которые в Америке, как впрочем и на Западе, всегда были таковыми, шутка сказать, грядущее завтра из производственной площадки превратили в бесконечную "сферу услуг". Для последних, впрочем, по мнению автора, это составляет их сущность. "Авангардизм евреев в их довременной догадке: прокормиться можно (и еще как можно!) не трудом, не готовностью пахать и сеять, а изворотливостью, жульничеством, посредническим талантом". Русские же писатели скатились до имитации творчества, лелея свои эгоистические мечты. "Авангардизм русских - в их явно подлакированно-подслащенной надежде, что сработанные ими тексты, как и всякого рода прочие житейские антрепризы, уравняют их с трансцеденталами "Букера - Антибукера" и приблизят к клану "избранных".



Во многом аналогичные взгляды наблюдаются и у находящегося в оппозиции В. Канашкину председателя краевого отделения Союза писателей России П. Придиуса. "Кубанские новости" от 30 апреля опубликовали его воспоминания о писателе А. Д. Знаменском. Рассматривая жизнь литературного сообщества советского периода, он важной ее характеристикой выделяет структурирование по этническому признаку. "Если говорить открытым текстом, без обиняков, то организация (Союз писателей СССР) состояла из двух "палат" - чисто русской и русскоязычной. И хотя русскоязычные в ту пору составляли где-то четвертую или даже пятую часть всей организации, они, представьте, при голосовании могли сотворить погоду: вот недостает, по их милости, вступающему всего-навсего одного голоса - и все, хоть ты умри. Случалось, годами никого не принимали в Союз: одного при голосовании рубили те, другого - эти". Все трудности и проблемы, которые пришлось испытать и герою повествования, и автору, связываются в статье непременно с деятельностью "русскоязычных". Среди последних видное место он уделяет евреям. А. Д Знаменский, и автор с ним, очевидно, солидарен, именно им отводил неблаговидную роль в российской истории. "Я не знал ни одного русского начальника ГУЛАГа. В этой системе действовали совсем другие люди - коганы, берманы, френкели... Теперь их дети и внуки поносят Сталина, приписывая ему все беды и преступления. Но ведь это явное искажение истории".

Таким образом видно, что краснодарские писатели, имеющие выходы на прессу, довольно едины в своем этническом дискурсе. Этничность для них выступает определяющей характеристикой при интерпретации социальной реальности. Именно в соответствии с ней происходит структурирование общества, русские при этом всегда оказываются перед опасностью подпасть под власть других народов. Каждый из народов рассматривается как уникальный и самостоятельно действующий коллективный субъект, но наиболее активными и соответственно несущими ответственность за большинство проблем оказываются евреи. Можно сказать, что акцентирование внимания на "еврейском вопросе" является краеугольным камнем данных дискурсивных практик.



По большому счету не меняются подходы краевых СМИ к освещению темы миграции. Она по прежнему мыслится в рамках "конфликтного" дискурса. Характерным примером этого может служить статья "Земля и нация в отдельно взятом районе" в "7 дней Кубани" № 16. Автор - Дмитрий Протасов - связывает усугубление проблем "национальных взаимоотношений" в крае с принятием федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". В центре его внимания находится ситуация в Отрадненском районе, которая характеризуется как крайне сложная. "С каждым годом увеличивается доля некоренных национальностей. В результате чего незаконно скупаются дома, образуются организованные преступные группировки по национальному признаку". Район находится в юго-восточной предгорной части края на границе со Ставропольским краем и Карачаево-Черкесией. Именно этот фактор, по мнению автора, оказался привлекательным для переселенцев с Северного Кавказа и Армении. К жившим здесь армянам потянулись их близкие из Закавказья, в итоге "уже к 2000 г. из 25 тысяч жителей ст. Отрадной семь тысяч составляли армяне". Однако если миграцию армян автор еще согласен понять и объяснить, то "заселение чеченцами и дагестанцами целых населенных пунктов оправданным не назовешь". В отношении них демонстрируется комплекс типичных для краевого дискурса установок. Во-первых, "чеченцы стараются селиться компактно. Хутор Хорин, село Рудь уже заселены в основном ими. Показательно, что летом там практически не увидишь мужчин - в основном дети и женщины. Чем занимается сильная половина в это время - приходится только догадываться". Во-вторых, "домовладения скупались без оформления - по распискам в получении денег. Только за два дня проверки паспортного режима выявлено 24 нарушителя правил регистрации". В-третьих, "юноши чеченской национальности при попустительстве РВК, администрации и правоохранительных органов не призывались в ряды вооруженных сил".

Также традиционно автор открещивается от ксенофобии. "Нельзя винить людей - тех же чеченцев и дагестанцев - в том, что они были вынуждены покинуть свою родину. Большинство из них нормальные, порядочные люди". Однако эти реально действующие люди в итоге непременно игнорируются, ибо определяющее значение отводится геополитике. "Территория района вклинивается в зону исламского влияния. Районом в связи с его стратегическим положением не раз интересовались эмиссары исламских экстремистских и протурецких группировок. В начале 90-х годов Турция оплачивала обучение до 60 ребят-мусульман из северокавказских республик в своих вузах. Я видел у одного своего знакомого, обучавшегося в Анкаре, интересную карту. На ней Отрадненский район вместе с частью Кубани входил в состав несуществующей Кавказской Исламской Республики".

Характеризуя нынешнюю экономическую ситуацию в районе, автор центральным ее моментом рассматривает структурирование по признаку этничности. "Славянское население - потомки казаков и приезжих со всего Союза - традиционно было занято в аграрном секторе и на местном производстве". За последнее десятилетие этот сектор районной экономики фактически развалился. Меньшинство, "кто помоложе и пооборотистей, смог приспособиться к новым условиям". Большая же часть "либо спилась, либо пошла работать на хозяина (в большинстве случаев - приезжего), или пробавляется огородом, рыбалкой да охотой".

Армянское население занимается торговлей и производством сельхозпродукции. "Стоит отметить мобильность и предприимчивость армянской диаспоры, ее огромный экономический потенциал. Именно благодаря выходцам из Закавказья Отрадненский район является одним из лидеров юга России по производству дешевой мебели и зеркал". Однако большая часть этого бизнеса находится в "теневом" секторе, что приводит к мизерным налоговым поступлениям. Широко распространено несоблюдение трудовых прав наемных работников. Мебельное производство является травмоопасным, но цеховики не выплачивают после несчастных случаев положенную компенсацию.

Наибольшие проблемы, способные привести к насилию именно по этническому признаку, автор связывает с практикой реализации новаций в земельном законодательстве. "Возможные спекулятивные операции с землей, а также ее использование по прямому и непрямому назначению привлекают немало авантюристов, которые обычно называют себя инвесторами. Значительная часть из них родилась далеко за пределами Кубани. Вот и опасаются многие отрадненцы, что в одно не очень приятное утро проснувшись, они обнаружат, что большая часть земли и все выращенное на ней окажется в руках приезжих дядей. А самих местных жителей попросят либо убираться, либо делать то, что от них потребуют". Последствия произошедших по данному сценарию событий рисуются автором весьма трагические. "Несмотря на активное заселение района мигрантами, следует помнить, что коренные отрадненцы - это потомки казаков, тех самых, которые под руководством атамана Шкуро еще долго бились против красных конников. Искра, вспыхнувшая в горах, может зажечь всю Кубань".



Следует отметить факт появления в отчетный период в краснодарской прессе материалов, ставящих в центр внимания не проблемность этнического, а реалии повседневного существования представителей разных народов и их культурные практики. "Вольная Кубань" от 21 апреля опубликовала заметку о прошедшем в Лазаревском центре национальных культур г. Сочи фестивале исполнителей на национальных инструментах. Продемонстрированное его участниками многообразие музыкальной культуры с восторгом было принято полиэтничной публикой. Мероприятие показало желание людей не выстраивать этнические барьеры, а соприкасаться со всей окружающей их культурной мозаикой. Как констатирует автор материала, "одна мысль не покидала меня в ходе фестиваля. Сила матушки России сегодня в нашем единстве. Через адыгскую гармонь и русские гусли, армянскую зурну и украинскую бандуру будет все полноводнее река нашей дружбы".

"7 дней Кубани" № 17 опубликовали материал о современной жизни греков. Многие краснодарские греки переехали в Грецию, немалая их часть осталась в крае, и теперь практически все они в той или иной степени живут жизнью обоих обществ. В статье повествуется о сложившихся в Греции повседневных традициях и нормах, живописно рассказывается о праздниках календарного цикла, музыкальных и иных фестивалях. Читатель получает довольно подробную картинку греческой культуры, которая оказывается совсем не "чужой", несмотря на все ее своеобразие.

Однако подобные публикации являются большой редкость для краевой прессы, особенно в отношении тех народов, которые рассматриваются как "проблемные". Приходится констатировать господство стереотипов в публикуемых материалах, а познания большей части жителей края о разных культурах ограничиваются "гастрономической" темой.