Наталья Новожилова. Язык вражды во владимирских СМИ

Мы публикуем текст выступления владимирского журналиста Натальи Новожиловой, прочитанный ею на состоявшейся 14 апреля во Владимире дискуссии :Язык вражды в российских СМИ;.

Во Владимирской области уровень потенциального национализма несколько выше, чем в среднем по стране. Согласно исследованиям Среднерусского консалтингового центра, жители нашей области очень нетерпимо относятся к "выходцам с Кавказа", и если в среднем по России лишь каждый четвертый молодой человек считает, что патриотом России может быть только русский, то во Владимирской области - каждый третий.

Причин национальной нетерпимости много. Но в соответствии с темой сегодняшней дискуссии, я хотела бы указать только на одну причину из этого множества. А именно: как наш брат журналист формирует у населения неприязненное отношение к национальным меньшинствам, используя язык вражды.

Некоторые журналисты используют язык вражды осознанно, целенаправленно разжигая неприязнь к людям иной национальности.

Яркий пример осознанного, намеренного употребления языка вражды - это владимирские газеты "Владимирский рубеж" и "Эра России". Они распространяются именно для формирования образа "врагов русской нации" (любимое выражение русских национал-патриотов) из людей иных, нежели русская, национальностей.

Однако большинство журналистов "опасные" словосочетания употребляют по недомыслию, сами того не замечая, поскольку привыкли говорить штампами.

Чаще всего упоминание национальности человека в негативном контексте встречается в колонках криминальных новостей. Этим грешат почти все СМИ. Но поскольку из владимирских газет я больше всего уважаю "Молву", и читаю её гораздо чаще, чем прочую местную прессу, то приведу примеры из этой газеты. Пусть извинят меня коллеги из "Молвы".

* * *

"Табор пришёл - люки ушли" - так озаглавлена заметка в разделе "Криминальный калейдоскоп" газеты "Молва" от 30 апреля прошлого года. В заметке говорится о том, что недалеко от районного города Александрова в деревне обосновалось около сотни цыган. Жители г.Александрова считают, что это цыгане украли все крышки с канализационных люков.

Обратите внимание, факт кражи крышек от люков не доказан судом. Даже милиция этого не утверждает. А автор заметки так сляпал (другого слова не подберу) текст и заголовок, что в голове у читателя остаётся одно: несомненно, цыгане покрали. Хотя вполне возможно, что поработали наши родные охотники за цветметом.

Через месяц, 5 мая, в "Молве" другая заметка: "Цыгане хранили героин в керамзите". Уже сам заголовок бьёт по национальности народа. В самой заметке сообщается о том, что задержан цыган, у которого на участке, принадлежащем его отцу, в куче керамзита нашли свёрток со 107 граммами наркотика.

Невозможно представить, чтобы в прессе заметка называлась "Русские хранили героин в керамзите" (или в навозе, в подвале, в дровах и т.д.). Что, у русских граждан никогда не хранятся наркотики? Бывает, к сожалению. Но если бы наркотики нашли у русского человека, то, скорее всего, журналист написал осторожно, без указания фамилии, примерно так: "Гражданин N. хранил..." и т.п.

В той же газете "Молва" ещё через месяц - 25 июня - и опять в разделе криминальной хроники заметка "Задержана шайка воров с Кавказа". В ней трижды подчёркивается национальность "домушников", в частности, автор пишет: "Все они выходцы из бывшей кавказской республики СССР". И тут же сам сравнивает задержанных кавказцев по масштабам криминальных "подвигов" с шайкой, состоящей из двух ранее судимых жителей Нижнего Тагила и Мурома, арестованных в 2004 г. Однако не разъясняет, что те, другие воры, "двухлетней давности", были русские.

Вообще национальность "русский" журналисты НИКОГДА не указывают в сообщении о криминальных преступлениях. А вот цыган, таджик, узбек, грузин и т.д. - обязательно! И у читателей (телезрителей, радиослушателей) таким нехитрым способом формируется мнение, что крадут, обманывают и убивают - исключительно нерусские. А русские - эти все сплошь святые.

Тогда как есть статистика: процентный состав преступников по национальному признаку идентичен национальному раскладу в обществе. Другими словами, если во Владимирской области 86% русских, то в тюрьме вы обнаружите на 100 преступников 86 русских.

В США в тюрьмах соотношение преступников "белых" и "цветных" тоже соответствует соотношению граждан "белых" и "цветных" на воле. Я специально этим интересовалась, когда там была с целью изучения системы американского правосудия.

Фразу "преступность не имеет национальности" часто повторяют, но редко, к сожалению, осмысливают.

Я хочу сказать, что подчёркивание национальности человека, совершившего неблаговидный поступок, это ещё не разжигание национализма, но таким образом подготавливается почва, на которую ловкие праворадикалы, вроде нашего Игоря Артёмова, щедрой рукой сеют семена ненависти.

Кстати, об Артёмове. 12 апреля прошлого года в "Молве" была презентована новая рубрика "Открытым текстом". Объяснено, что под этой рубрикой читателей будут знакомить с "яркими представителями различных политических партий и движений, общественными деятелями, авторитетными профессионалами, задумывающимися над судьбами страны и нашего народа, правозащитниками по призванию, просто думающими и мыслящими людьми" .

Кого пригласили первым? Кто был представлен как "просто думающий и мыслящий человек"? Представьте, во всей Владимирской области нашёлся один такой "яркий представитель" - это лидер "Русского общенационального союза", знаменитый владимирский националист Игорь Артёмов. (Между прочим, потом эта рубрика после пары гостей благополучно скончалась). Интервью занимает две трети газетной страницы формата А2 и проиллюстрировано огромной фотографией Артёмова. Одним словом, герой Владимирской области и её окрестностей.

Тема беседы журналиста и Игоря Артёмова: "О национальных правах русского народа и о том, кто и как их должен защищать". Неизвестно, к какой категории относится националист Артёмов - к "думающим" или к "мыслящим", но в интервью он ничего нового и яркого не сказал: всё те же традиционные призывы русских национал-патриотов к "защите коренного населения России". И журналист ему подыгрывал: "Не считаете ли вы, что Парламенту России давно пора принять целый пакет законов в защиту русского народа, проживающего как в России, так и за её пределами?" . И так далее в этом духе. Вроде бы напрямую не говорилось: "Бейте нерусских!". Но то, с каким пиететом журналист беседует с Артёмовым, с каким размахом подан материал, и даже сам факт публикации интервью в самой популярной в регионе газете - это реклама Артёмову и пропаганда его идей.

Противоположный пример. В той же газете от 29 января 2005 г. под заголовком "Евреев запретят?" в рубрике "Позиция "Молвы" опубликована заметка Евгении Арефьевой. Поводом заметки послужило известное "Письмо пятисот" от депутатов Госдумы, требующих запретить религиозные и национальные еврейские объединения. Приведены различные мнения нескольких людей, чьи фамилии широко известны жителям Владимира. В том числе изложено мнение депутата Законодательного Собрания Владимирской области Игоря Артёмова, который, в частности, сказал, что "роль еврейства для истории России катастрофична". Автор, журналист Евгения Арефьева, даёт к высказываниям И.Артёмова комментарий осуждающего характера и обозначает связь между растущим в стране антисемитизмом и попустительством властей.

Я считаю, что именно так должен поступать настоящий профессионал: дать разные точки зрения, но чётко обозначить свою позицию. Когда этого не случается, эффект от работы журналиста может быть обратным тому, что он сам задумывал изначально. То есть, автор может подать материал так, что его точка зрения получает обратный знак.

* * *

Вот пример такой работы, когда журналист-антифашист стал автором пронационалистического материала. В июле прошлого года телеканал "ТВ-6-Владимир" показал в новостной программе два сюжета под названием "Очередная выходка экстремистов". В сюжетах рассказывалось о расистских листовках, которые были расклеены неизвестными лицами на фонарных столбах и тумбах города Владимира.

Автор первого сюжета дал в эфир несколько мини-интервью с прохожими и продавцами вещевых рынков. На вопрос "Как вы относитесь к этим листовкам?" получены следующие ответы:

- Молодежь сейчас настолько озлоблена, обстановка так накалена, - и еще такие вещи выпускать. Я считаю, это прямой призыв молодежи для каких-то военных действий.

- Просто не то, что отрицательно, а крайне резко отрицательно отношусь.

- А чем мы лучше - россияне? Я считаю, это в целях пропаганды какой-то, вот и всё, пропаганды насилия.

- Они же все заполонили уже. Скоро русских не останется, будут одни нерусские, хачики какие-то. А зачем они нужны? (Вопрос журналиста: "Ну, а китайцы вам мешают самому?") - Китайцы... нет, вьетнамцы - да. Тоже уже начинают заполонять. А китайцы - чё, китайцы, как китайцы.


В завершение прозвучал голос журналиста:

- Между тем местные предприниматели с содержанием листовки согласны. Для них выходцы из Азии - конкуренты. Правда, высказаться на камеру никто не согласился, опасаясь обвинений в национализме. Антикитайскими листовками заинтересовалась городская милиция. Сейчас ведется проверка. А всем нарядам дана ориентировка на поиск распространителей экстремистских материалов.

Как верно заметил Штирлиц, запоминаются последние слова. То есть зритель воспринял телесюжет так, что согласных с содержание расистской листовки гораздо больше, но они боятся высказаться. Может, журналист не хотел, чтобы такое резюме прозвучало, но подтекст получился именно такой.

Другой пример небрежной работы был продемонстрирован 11 февраля нынешнего года в еженедельной телепрограмме ГТРК "Владимир" "Вести недели". Сюжет (достаточно сумбурный, надо сказать) назывался "Борьба с терроризмом - это наука. Чем занимаются ученые-силовики?".

Цитирую небольшую часть расшифровки:

"Журналистка сообщает, что начальник кафедры оперативно-розыскной деятельности Владимирского юридического института, доцент С.Назаров на днях стал Лауреатом премии имени Ломоносова, учреждённой Академией проблем безопасности и обороны. Затем говорит С.Назаров:

- Они из другой национальности, естественно, очень плохо воспринимают людей, и, как правило, их тщательно проверяют. Причем, проверка эта осуществляется либо с использованием оружия, либо соучастием в каком-либо преступлении. Криминальные этнические группировки действуют не только на Северном Кавказе. Во Владимирской области их примерно 150. У них работа распределена достаточно четко. Одни выполняют одни преступления, другие - другие. Кто-то кражи - автомобилей, кто-то разбои и т.д."
.

Впечатление, что все преступления в нашей области совершают эти 150 (!) этнических группировок. Ожидалось, что журналистка спросит: "А чем в это время занимается милиция? Если группировки известны и даже посчитаны?". Не спросила. Вроде, она ни при чём - говорил "учёный-силовик". А осадок остался!

* * *

Газета "Владимирские ведомости", учредителями которой является исполнительная и законодательная власть области, несколько лет назад достаточно часто печатала статьи с националистическим душком. В последнее время она несколько потеряла свою бурую окраску. Но всё же, иногда, покрывается родимыми пятнами своего коричневого прошлого.

9 апреля 2005 г. здесь были опубликованы вирши заместителя председателя Законодательного Собрания области, первого секретаря Владимирского обкома КПРФ Александра Синягина. Небольшая цитата из его поэтического произведения:

"...Настала пора безумных,
Для страны смертоносных идей.
Одержало верх племя иудино,
К справедливости злобой дыша.
Телевиденьем, как орудием,
Искалечена честь и душа.
Разорили страну силы мерзкие, -
Никогда им не будет прощенья!".


С рифмой и размером у поэта большие проблемы, но зато какой буйный антисемитизм!

В январе нынешнего года во "Владимирских ведомостях" помещено интервью с лидером регионального отделения партии "Родина". "Почему с таким упорством ваша партия разыгрывает националистическую карту?" - спрашивает журналист. Хороший вопрос, который подразумевает как бы негативное отношение к партии, разыгрывающей "националистическую карту". Однако, это только журналистская уловка. Дальнейший ход интервью показывает, что автор просто даёт возможность собеседнику изложить свою идеологию. И лидер "Родины" этой возможностью с удовольствием воспользовался. Вот некоторые цитаты из его ответа:

"Кто и зачем везет в Москву дешевую рабсилу из среднеазиатских и закавказских стран, зачастую превращая нелегалов-гастарбайтеров в подлинных рабов и наживаясь на их бесправии. Сегодня это происходит в Москве, Питере. Завтра произойдет в Нижнем, во Владимире, Хабаровске и пр.

Критикуя партию "Родина" за увлечение "защитой прав русских", наши политические оппоненты забывают, что у иммигрантов из ближнего зарубежья есть своя страна, куда они всегда могут вернуться и которая обязана заботиться о них в первую очередь. Россиянам, русским бежать некуда. Они у себя дома сталкиваются с угрозой выживания.

Когда гостей становится много - они порой начинают вести себя неадекватно, насаждать свои порядки, не всегда приемлемые для хозяев (например, не секрет, что в странах Закавказья и Средней Азии коррупция фактически узаконена).

Этническая мафия фактически монополизировала рыночную торговлю и многие другие сферы в столице".


И после всей этой концентрированной ненависти по национальному признаку журналист спокойно задаёт следующий вопрос, не предпринимая попытки нейтрализовать содержание ответа "родинца".

Криминальная хроника "ВВ" тоже зачастую излагается языком вражды. Например, в номере за ноябрь прошлого года в "Ведомостях" опубликована целая статья майора МВД в отставке Павла Ульянова под неоригинальным заголовком "Если кто-то кое-где у нас порой...".

В публикации рассказывается о том, как "кавказцы" обманным путём отобрали у русского человека (пьяницы, между прочим) однокомнатную квартиру, взамен предложив ему дом в деревне. (Кстати, в деревне он женился). Образ пьяницы выписан позитивно, а "кавказцев", естественно, - негативно. У пьяницы есть имя, а у мошенников только определение - "кавказцы".

* * *

Карикатуры - самый изощрённый способ очернения национальности. И самый безопасный. Потому что разжигание межнациональной розни с помощью рисунков - труднее всего доказать.

Во Владимире несколько лет в самом центре города (на перекрёстке улиц Гагарина и Б.Московской) висит стенд "Русский хозяин". Зимой он чаще закрыт, а в тёплое время года на нём красуются мерзопакостные картинки ксенофобского содержания. В отвратительных бесподобных персонажах угадываются люди определённых национальностей.

Горожане несколько раз писали заявления в прокуратуру с просьбой убрать стенд, а его автора привлечь к уголовной ответственности по ст. 282 УК. В том числе и я обращалась в прокуратуру. Ответ из прокуратуры всегда был отрицательный. Но на какое-то время стенд закрывали. А потом он снова пропагандировал национальную нетерпимость. Не сомневаюсь, что одновременно с мусором, вылезающим из-под тающего снега, скоро появятся и мазилки "Русского хозяина".

* * *

В завершение хочу сказать, что журналистов, сочувствующих националистам, к счастью, во владимирских СМИ совсем немного. Подавляющее большинство моих коллег вполне нормальные, толерантные люди. Это особенно явно просматривается, когда случается очередная трагедия с нападением расистов на людей с "нерусской" внешностью. Тут писк журналистов-националистов тонет в хоре голосов, осуждающих фашистскую идеологию. И это радует.

Ссылки на данную статью [1]