Во Владивостоке обсудили язык вражды

12 мая 2006 года в рамках проекта "Противодействие языку вражды в российских СМИ" во Владивостоке состоялась дискуссия с участием представителей краевой администрации, общественных организаций, этнических и религиозных общин и журналистов Приморского края.

С рассказом о проблемах, связанных с языком вражды в российской прессе, о путях разрешения конфликтов, в том числе и с учетом международного опыта, выступили Анна Севортьян (Центр развития демократии и прав человека, Москва), Галина Кожевникова (Центр "СОВА", Москва), Михаил Мельников (Центр экстремальной журналистики, Москва). Об освещении межэтнических и миграционных вопросов в краевой прессе говорили представитель Фонда защиты гласности во Владивостоке Анна Селезнева и и.о. руководителя краевого управления Росохранкультуры Петр Самойленко.

А.Селезнева отметила, что, как и в федеральной прессе, наиболее распространенным видом языка вражды в прессе края является немотивированное упоминание этничности в криминальной хронике, закрепляющее в сознании читателя ярко окрашенный визуальный "образ врага". Кроме того, она обратила внимание на то, что несмотря на поликонфессиональный состав населения края, приморская пресса практически не уделяет внимания освещению событий в религиозных общинах за исключением православной. В качестве примера она привела повсеместное освещение краевыми СМИ празднования православной Пасхи на фоне полнейшего отсутствия не только поздравлений, но и даже сообщений о праздновании Пасхи другими христианскими общинами неделей ранее, или информации о религиозных праздниках мусульман.

П.Самойленко кратко охарактеризовал ситуацию со СМИ в крае в целом, остановившись на проблемах нарушения ими законодательства, требующими вмешательства Росохранкультуры. В частности, он сообщил, что в январе 2006 года одной из местных этнонационалистических газет было вынесено предупреждение за размещение на ее страницах экстремистских и ксенофобных материалов. По его словам, контроль за подобными изданиями затруднен тем, что они выходят крайне нерегулярно. Он, в частности, сказал, что для обращения в суд с иском о ликвидации издания за пропаганду экстремизма и ксенофобии необходимо три предупреждения в течение года, однако праворадикальные СМИ иногда выходят так редко, что у них просто "не набирается" достаточное количество предупреждений. (На самом деле, в соответствии с законом "О противодействии экстремистской деятельности" 2002 года, достаточно одного предупреждения, а в наиболее значимых случаях и его не требуется. Однако пока прецедентов закрытия изданий "по одному предупреждению" не было - ред.)

Представители мусульманской общины призвали журналистов к более ответственному подходу в освещении такой темы, как терроризм, поскольку, по их мнению, зачастую исламские религиозные термины употребляются в СМИ без понимания их точного значения. В результате у читателя формируется искаженное представление об исламе как об агрессивном вероучении, что отнюдь не способствует поддержанию межконфессионального мира.

Обсуждался вопрос о влиянии "политической конъюнктуры" на формирование этнически окрашенного образа врага или проявлений имперского великодержавного шовинизма (в качестве примера представитель украинской общины привела случай с официальным сообщением об открытии консульства Украины во Владивостоке, где страна была названа Малороссией, а все сообщение было выдержано в саркастически-уничижительном тоне).

Кроме того, участники дискуссии отметили, что у них вызывают недоумение разговоры о "китайской угрозе", популярные в федеральной прессе в последнее время. По их мнению, при всем комплексе проблем, с которым сталкивается Приморье, этнически окрашенные рассуждения на эту тему являются результатом неадекватной оценки ситуации в крае и реализации целей, имеющих мало общего с конструктивным решением этих проблем.

Наконец, были затронуты вопросы ответственности и профессионализма журналистов, освещающих различные конфликты (в качестве примера журналистских стандартов был приведен стандарт "Ассошиэйтед Пресс"), отмечено отсутствие диалога между этническими и религиозными общинами и СМИ (в частности, была поднята проблема того, как сделать информационно привлекательными материалы, посвященные пропаганде этнического и конфессионального разнообразия и освещению культурных мероприятий, организованных этими общинами), и целый ряд других проблем.

Соб. инф.

См. также:

Ссылки на данную статью [1]