Язык вражды в СМИ Бурятии, август 2004 - июль 2005 г.

По материалам доклада председателя общественной организации "Республиканский правозащитный центр" Евгения Кислова.

В рамках мониторинга проявлений национализма и ксенофобии в Республике Бурятия председателем общественной организации "Республиканский правозащитный центр" Евгением Кисловым был проведен анализ интолерантных публикаций в бурятских СМИ.

Он отмечает, что основные тенденции проявлений языка вражды в СМИ Бурятии примерно совпадают с теми, которые характерны и для СМИ федеральных.

Основными способами выражения этой "нелюбви" являются некорректные анекдоты, упоминание этничности в криминальной хронике, высказывания политиков и общественных деятелей, а также перепечатки ксенофобных статей из центральных СМИ и рассуждения об "иноэтничной" миграции.

"Частотный анализ анекдотов, - пишет Е.Кислов, - в отслеживаемых газетах за год показал следующий расклад по национальной направленности: украинцы - 72, евреи - 68, американцы - 62, эстонцы - 34, русские - 31, белорусы - 20". При этом он подчеркивает, что такая "подборка" явно вызвана заимствованием анекдотов из ресурсов интернета, созданных в европейской части России: "Жителям близлежащих стран, которые приезжают или проживают в Бурятии, анекдотов посвящено сравнительно немного: китайцы - 14, корейцы - 6, монголы - 3".

Основными объектами интолерантных высказываний являются выходцы с Кавказа и Центральной Азии, цыгане, китайцы, американцы и европейцы.

Если цыгане в бурятской прессе традиционно представляются мошенниками, использующими гипноз или наркоторговцами [1], то в отношении уроженцев Кавказа и Центральной Азии и китайцев в основном эксплуатируется антимигрантская риторика. Причем если "кавказцы" представляются как те, кто ставит под свой контроль сектора бурятской экономики, то китайцы - просто заполняют вакуум, вытесняют "коренное" население с территории Бурятии. Публикуются прогнозы заселения Дальнего Востока и Забайкалья китайцами, причем наиболее тревожные материалы делаются со ссылками на приезжих экспертов, а тревога нагнетается начиная прямо с заголовков ("На одного россиянина приходится 63 тысячи китайцев") [2]. Кстати, в отличие от Москвы, гастарбайтеров (в данном случае - китайцев) не обвиняют в "сбивании" зарплат: "Работодатели совсем достали. Платят китайцам по пятнадцать тысяч, а своим предлагают пять. Говорят, что китайцы работают с утра до вечера и не воруют. Но, если бы своим столько платили, они бы тоже перестали пить, воровать и вкалывали бы от зари до зари - был бы стимул" [3].

Показательно, что в этой риторике активно используются ссылки не на местные реалии, а на ситуацию в Москве и Иркутске (соответственно в отношении кавказцев и китайцев).

Энергично эксплуатируется тема "террористической угрозы" (особенно в отношении уроженцев Чечни, причем вне зависимости от их этничности). В частности, начальник управления МЧС РФ по РБ В.Э. Эглит связывает ее с появлением мигрантов: "Это связано, прежде всего, с большим количеством объектов, влияющих на безопасность населения, фактами возникновения террористических актов в России, притоком в Бурятию беженцев и временных переселенцев из республик Северного Кавказа и государств Средней Азии..." [4]. В связи с "антитеррором" в прессе активно обсуждалась "националистическая" версия убийства командиром взвода отдельного батальона ДПС ГАИ МВД РБ Б.Лубсановым водителя Д. Майсурадзе и избиения и ограбления бойцами вневедомственной охраны МВД Бурятии пакистанцев, в ходе расследования которого "всплыла некая инструкция, разрешающая всем патрулям с февраля 2004 г. повсеместно проверять документы у лиц кавказской национальности" [5].

"Антитеррористическая" тематика применялась в статьях против строительства чеченским землячеством в Улан-Удэ мечеть: намекалось на их связь с ваххабитами [6].

Причудливым образом всплыла "чеченская" тема в статьях, направленных против православного священника Игоря Арзуманова (ложно обвиненного в насильственных действиях сексуального характера). Сразу несколько изданий с разной степенью откровенности эксплуатировали вопрос о его происхождении. Отмечалось, что он родился в Грозном и в его жилах "течет чеченская кровь". "Не исключено, что теперь Арзуманова следует искать среди банд родственных ему по крови чеченских бандформирований" , писала одна из газет (ныне уже не существующая). При этом сама фраза повторялась в тексте дважды, де еще и была выделена в рамку и напечатана крупным курсивом. Вероятно, "чтобы уж наверняка". В другом издании еще более откровенно высказался один из бурятских казаков: "Он [отец Игорь. — прим. Е.К. ] осквернял наши храмы. Арзуманов родом из Грозного, чеченец по национальности. Я не даю гарантии, что он это делал без умысла, в то время, когда Россия ведет боевые действия с отдельными представителями этой народности. Скорее всего, делал все с умыслом, потому что в храме творить такие вещи нельзя. Священник насиловал наших детей, и это общеизвестно. У нас чеченец насилует детей и находится выше закона" [7].

Безусловно, ксенофобная риторика присутствует и в выступлениях так называемых национал-патриотов, чьи высказывания также представлены м бурятских СМИ. В частности, В. Распутин на презентации своей новой книги в Улан-Удэ рассуждал о том, что "идет распродажа России, мы живем в оккупированной стране. Нравы чужие, культура чужая. Нецивилизованной страной, что ли, была Россия? Простите, пожалуйста, были лучшая культура, лучшая литература, лучшая нравственность... Все знают, что придут новые хозяева - не из наших, из других земель. И они уже подходят. Их становится все больше и больше. Мы, как можем, оттягивает этот миг, и не хотим даже говорить об этом, потому что неприятно говорить. Мы интернационалисты, знаете ли, и зачем же нам плохо отзываться о кавказцах, китайцах или о ком-то еще. Все любим друг друга и должны любить. И тем не менее подмена уже происходит, приходят новые хозяева, становятся на крепкие ноги, а завтра они будут еще крепче стоять, а потом и неизвестно, что будет..." [8]

Американцы и западные европейцы традиционно обвиняются в негативном влиянии на Россию и ее народ (развращение, посягательство на моральные ценности и т.п.). Эта тема эксплуатировалась журналистами в полемике, связанной с программами планирования семьи и профилактики болезней, передающихся половым путем. Утверждалось, что эти программы - составная часть американского плана по развращению и уничтожению российского народа. "Запад" и "Америка" также обвиняются в наркотизации, алкоголизации России, насаждении табакокурения, поддержке "сект".

Новым явлением в бурятской прессе стала "антибалтийская" и "антиоранжевая" истерия, носящая преимущественно не этнический, а политических характер. В тесной связи с ними используется "политический язык вражды" и в адрес "Запада": из-за грантовой поддержки оппозиционных существующему в России режиму общественных организаций.

Примечания.

1. Содномпилов Д. В Улан-Удэ активизировались мошенники // Номер один. 2004. 8 декабря; Изъятие две тысячи доз героина // Московский комсомолец в Бурятии. 2005 25 мая; "Бизнес" накрылся // Прайм-ТВ. 2005. 25 мая.

2. Панфилова О. На одного россиянина приходится 63 тысячи китайцев // Пятница плюс. 2005. 27 июля; Цыдыпов В. Последние люди на севере // Молодежь Бурятии. 2005. 27 июля.

3. Вам что ближе: Пасха или Первомай // Молодежь Бурятии. 2005. 27 апреля.

4. Намсараева С. К главной цели // Бурятия. 2005. 23 апреля.

5. Никитина Т. Дорожный патруль. Нарушителя дорожного движения начальник ГИБДД забил до смерти // Московский комсомолец в Бурятии. 2005. 11 мая; Она же. "Фас-контроль. Приезжающим в Улан-Удэ иностранцам лучше не гулять по нашим улицам без охраны// Московский комсомолец в Бурятии. 2004. 11 августа.

6. Гуляев В. Мечеть в Улан-Удэ: цель или повод? // Центральная газета. 2004. 4 августа; Сизов В. Какие проповеди будут читать в новой мечети? // Там же. 2005. 6 апреля; Соколов В. Тайна проповеди // Молодежь Бурятии. 2005. 13 апреля.

7. Санжиев П. Кто "заказал" отца Игоря? Подлинная история самого скандального преследования священнослужителя в Бурятии // Номер один. 2004. 1 сентября.

8. Панфилова О. О нас, о себе и о судьбе России // Пятница плюс. 2005. 8 июня.