Новости по теме

Обнинская газета против "тоталитарных сект"

20 января 2006 года газета "Народная газета" (г.Обнинск) опубликовала статью Екатерины Бубенец "Ловцы человеческих душ", в которой вновь нападкам подверглись новые религиозные течения, которые журналист называет "империей зла".

В качестве "тоталитарных сект" журналисткой были представлены харизматическая церковь "Дом молитвы", "Свидетели Иеговы", кришнаиты, саентологи, Новоапостольская церковь и психологический тренинг "Лайфспринг" (оказывается "в России данный культ признан тоталитарной сектой"). Единственным экспертом в статье выступает "сектовед" Александр Дворкин, который, как известно, "тоталитарной сектой" считает даже Католическую церковь. Впрочем, его комментариев к изложенному в статье почти нет, есть лишь отсылка к его "авторитету" ("ведущий специалист России по изучению тоталитарных сект, президент Центра религиоведческих исследований профессор").

Обвинения, выдвигаемые журналисткой, не новы: психологическое давление, доведение до самоубийства, агрессия, корысть и т.д. Все это усиливается литературными приемами: "Меня схватили за плечи. Обернувшись, я не на шутку испугалась. Женщина, с лихорадочным блеском в глазах скороговоркой произнесла: "Вы должны прийти обязательно!".

При более детальном анализе становится ясно, что большинство "претензий" журналиста, который, несмотря на якобы законспирированность этих организаций, все же туда проник ( "Насколько реально новичку оказаться в подобных путах? Узнать адреса опасных сборищ было непросто...", но при этом "странно, как легко туда попасть человеку неискушенному"), сводится к воспроизведению старых слухов. Например, упоминается убийство в 2000 году православного священника человеком, который объявил себя кришнаитом, - эпизод, кочующий из одной антикришнаитской статьи в другую. Про "Свидетелей Иеговы" вновь утверждается, что они якобы запрещены как тоталитарная секта (хотя их организация не запрещена, а всего лишь снята с регистрации, и только в Москве). Подзаголовок о "Свидетелях" гласит: "Секта отняла сына", а в качестве примера "деструктивности" приводится пример с самоубийством юноши. Однако, хотя мать и обвиняет в этом его "собратьев по вере", даже из крайне претенциозного изложения журналистки становится ясно, что юношу довели до самоубийства не они, а страх уголовного наказания из-за невозможность попасть на альтернативную службу. Саентологи, со ссылкой на материалы более чем 10-летней давности, обвиняются в шпионской деятельности ("В 1995 году в докладе Федеральной службы контрразведки РФ сообщалось: "Представители "Хаббард-колледжа" в Обнинске провели тестирование российских специалистов, в том числе и осведомленных в гостайне, в ходе которого получили сведения о персоналиях и положении дел на предприятиях, включая режимные объекты...") и так далее. Когда же даже такого рода фактов не находится, остается обвинить верующих, что у них какие-то не такие религиозные обряды (как причащение умерших у Новоапостольской церкви).

Зачем написана эта статья, представляющая из себя лишь несвязные описания "вредоносности сект", остается непонятным. Автор лишь заявляет, что намерен вернуться к этой теме через некоторое время. Можно лишь предположить, что статья - подготовка к выступлению Дворкина в Обнинске, намеченному на 28 февраля.