Эксперты о законопроекте, запрещающем упоминать национальность преступников

10 сентября 2007 г. стало известно, что Государственная Дума рассмотрит в первом чтении законопроект, запрещающий называть в СМИ национальность и религиозную принадлежность преступников и их жертв. Сайт Грани.Ру попросил Алексея Симонова, Олега Орлова, Юлию Латынину и Галину Кожевникову высказать свое мнение по поводу этого законопроекта.

Президент Фонда защиты гласности Алексей Симонов полагает, что от такого закона может быть и польза, и вред. "Я думаю, польза может заключаться в том, что разнузданное безразличие к тому, что ты пишешь или произносишь, будет слегка дисциплинировано и поставлено в определенные рамки", - считает он. В то же время А. Симонов негативные последствия такого запрета видит в искусственном ограничении свободы прессы, которое "чревато тем, что оно может быть использовано для чего-то совершенно не предусмотренного этим законом".

Председатель совета Правозащитного центра "Мемориал" Олег Орлов, считает, что закон однозначно вреден - это "мейнстримное направление ограничения свободы слова". Это никакая не серьезная борьба с проявлениями национализма, а только создание видимости. "Те, кто придумывает такие инициативы, исходят из господствующего во властных структурах представления о том, что, если убрать некое явление из общественной дискуссии, убрать его из средств массовой информации, то это явление как бы перестает существовать. Но это же глупость!" - восклицает О. Орлов.

"Власти гораздо проще бороться с симптомами, а не с причинами болезни", - уверена журналистка Юлия Латынина. Если такой закон будет принят, то мы вообще не будем иметь права указывать мотив преступления, заметила она, имея в виду националистические преступления.

"Этот закон абсурдный, а местами даже и вредный", - рассказала Граням.Ру зам. директора Центра "СОВА" Галина Кожевникова. Во-первых, его всегда при желании можно будет обойти. А во-вторых, запрет на упоминание этничности пострадавших закрывает информацию о преступлениях на почве межнациональной ненависти. Этой информации и так очень мало, она в последнее время сворачивается. Таким образом от общества скрывается масштаб угрозы.