Миясат Муслимова: "Призрак Кондопоги там, где он не бродит..."

14 января 2007 г. на портале РИА "Дагестан" была опубликована статья начальника информационно-аналитического управления президента Дагестана Миясат Муслимовой, посвященная ответственности журналистского сообщества за рост ксенофобных настроений в обществе.

Автор отмечает, что прием маркирования персонажей публикаций по принципу "свой"/"чужой" стал общепринятым приемом журналистов большинства российских изданий. В частности, отмечается, что "полное невежество по отношению к Кавказу остается нормой не только для подавляющего большинства российских читателей, но и для центральных СМИ. Незнание географических и политических реалий, когда в сознании многих Дагестан ассоциируется с Пакистаном, когда милиционеры долго думают, глядя в паспорт жителей Северного Кавказа, Россия это или нет, - типичное явление. К незнанию добавьте и нежелание видеть "лица необщее выражение" многочисленных народов Кавказа. То, что не знаешь, быстрее вызывает страх и агрессию".

Более того, автор подчеркивает, что в настоящий момент этнически окрашенная риторика является настолько востребованной обществом, что праворадикалы, которые почему-то восприняты многими СМИ как "эксперты" по "межнациональным отношениям", являются одним из главных действующих лиц современного российского медиа-дискурса. И это еще более способствует ухудшению ситуации "вызывая призрак Кондопоги там, где он не бродит".

М.Муслимова отмечает, что саморефлексия журналистики превратилась в тему для узких профессиональных семинаров и не имеет сколь-либо значимых результатов. СМИ утратили ощущение социальной ответственности, "конфронтационный механизм запускается как содержательной провокационностью статей, так и использованием возможности резонирования тех или иных событий".

Безусловно - провокация - есть способ выявления социальной болезни. Однако, по мнению автора, после успешной "диагностики" СМИ не лечат болезнь, а рекламируют ее: "Телевидение и печать не учат знать и понимать друг друга, обучают агрессии, подозрительности, вольно или невольно формируя образ враждебного чужого" . В частности, способами создания негативных этнических стереотипов являются упоминания этничности в криминальной хронике и "этнизация" социальных протестных настроений.

Автор призывает журналистов осознать, что СМИ являются одним из важнейших социальных институтов общества - статус, давно утраченный в угоду "развлекательной" функции. Осознание социальной ответственности СМИ, по мнению М.Муслимовой, повлечет за собой более взвешенный и профессиональный, неконфронтационный подход к освещению ситуации в России.