Этничность в криминальной хронике: экспресс-анализ от "Коммерсанта"

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Исследовательский центр «Сова» либо касается деятельности иностранного агента Исследовательский центр «Сова».

21 декабря 2006 года газета "Коммерсант" в качестве комментария к статье об инициативе Московской городской думы о запрете упоминания этничности в криминальной хронике опубликовал таблицу частоты упоминания представителей той или иной этнической группы в "криминальном" контексте федеральных печатных СМИ.

Как говорится в примечании к таблице, "замеры проводились на основе ресурсов электронной библиотеки Integrum по всем национальностям, проживающим в России, согласно переписи 2002 года. Место в рейтинге определялось по абсолютному числу "криминальных" публикаций федеральных СМИ с упоминанием представителей данной нации".

Таблица, подготовленная "Коммерсантом", выглядит следующим образом:

Какие нации чаще всего упоминались в криминальных сводках федеральных российских СМИ в 2006 году


## Национальность Число упоминаний в
"криминальных"
публикациях
Общее число
упоминаний
Доля "криминальных"
публикаций(%)
1Русские5972 2510352,38
2Грузины499371694 6,96
3Ингуши316816442 19,27
4Узбеки185030761 6,01
5 Киргизы1484262035,66
6Чеченцы1194 7764 15,38
7Армяне 1029819412,55
8 Таджики705425816,55
9Цыгане68780828,5
10Украинцы671195273,43

Оставляя в стороне спорность подачи материала (таблица озаглавлена "Топ-10 "криминальных" национальностей"), на наш взгляд, необходимо отметить следующее.

Во-первых, представленная таблица не исчерпывает всей полноты негативного этнического контекста, представленного в криминальной хронике. Например, по данным мониторинга Центра "СОВА" едва ли не самым распространенным этническим клише подобных публикаций является определение "кавказец", которое - в соответствии с принципом выборки газеты в таблицу не попало. Не выделена здесь и "религиозная" составляющая, хотя она также иногда присутствует в криминальной хронике.

Во-вторых, публикацию - целью которой явно является активизация дискуссии в первую очередь, в журналистской корпорации - необходимо сопровождать гораздо более развернутым комментарием, потому что иначе возникает столько вопросов, что статистика эта становится бессмысленной.