Виктор Топоров: "Национальный вопрос не должен ни в какой форме становиться предметом обсуждения на телевидении"

Продолжается обсуждение телепередач "К барьеру" и "Времена", посвященных антисемитскому "обращению пятисот". 21 февраля 2005 г. "Политический журнал" опубликовал реплику Виктора Топорова "Взгляд из Питера: Полтора часа ненависти".

Автор оставляет в стороне возможные объяснения самого антисемитского демарша, сосредоточившись на дискуссии, разгоревшейся вокруг уже не письма, а передач, его обсуждающих: "Дело тут, понятно, не в антисемитизме с сионизмом ... Дело в нелепой - хотя и элементарно просчитываемой заранее - реакции мыслящей части общества на примитивную провокацию. Письмо, положившее начало "дискуссии", отозвано, инцидент исчерпан, а обе телепередачи по-прежнему бурно обсуждаются в СМИ".

И именно в этом, считает автор, и состоит проблема - никакой национальный вопрос "не должен ни в какой форме становиться предметом обсуждения на телевидении", особенно в формате ток-шоу. Опыт показывает, что никакой, даже самый опытный ведущий (будь то В.Познер, С.Шустер или В.Соловьев), не сможет сбить волну ненависти при открытом интерактивном обсуждении любого "национального" (еврейского, украинского, чеченского и т.п.) вопроса: "Телевидение генерирует, аккумулирует и транслирует ненависть - и только ее; первым это понял Джордж Оруэлл. "Пятиминутка любви" была бы неэффективна, а вот "полтора часа ненависти" - в самый раз. Да и вообще никто никого не обязан любить. И имеет полное право недолюбливать. Не любить. Даже ненавидеть. Вот только транслировать эту ненависть нельзя - в этом либеральные телеобозреватели правы. Но нельзя и принуждать к любви в формате ток-шоу: зритель проголосует за ненависть. Не потому, что он (отталкиваясь от обсуждаемого случая) антисемит, а просто потому, что выражать враждебность всегда веселее. Разжиганием национальной розни автоматически становятся не высказывания отдельных участников, а сама передача. И телеруководству, не говоря уж о ведущих, стоило бы набраться мудрости и не в последнюю очередь мужества, чтобы сказать "нет" разводящим. Кем бы эти разводящие ни были".