"Новое время" обсуждает проблемы политкорректности

Журнал "Новое время" сделал темой своего № 4 за 2004 год обсуждение проблемы политкорректности вообще и проблемы ксенофобии в российских СМИ в частности.

Поводом для подборки из четырех статей стал скандал с увольнением журналиста BBC за неполиткорректные антиарабские высказывания. Рассказу об этом событии посвящена статья Александра Кустарева "Выбери мир, в котором живешь".

В статье Евгения Трифонова "Энергия распада" анализируется феномен неполиткорректности в российских СМИ, причем интерес автора вызывают не только высказывания, нарушающие права национальных, религиозных и сексуальных меньшинств, но и высказывания, порочащие доброе имя человека: "В газетах можно прочесть все что угодно: что какой-то губернатор (министр, бизнесмен) - бандит, убийца и вообще некрозоопедофил".

Вместе с тем в статье Е. Трифонова уделено довольно много внимания и проблемам этнической ксенофобии: "Роль прессы, позволяющей себе тиражировать самую нелепую мифологию национального и социального характера переоценить трудно. Она создает совершенно нездоровый идейный фон, к которому мы привыкли".

Борис Туманов в своей статье "Уроки дядюшки Шалвы" полагает, что политкорректность вовсе не пришла к нам с Запада, а существовала в СССР под именем "пролетарского интернационализма". "Можно ли представить себе, чтобы в то время какая-нибудь советская газета или какой-нибудь советский политический деятель прямо указали, что подрывную деятельность против Советского Союза ведут именно евреи? ... Борьба велась не против евреев, а против космополитов. Причем безродных".

"Идиллическая политкорректность советского образца основывалась на угрозе ...репрессий, против всякого, что посмеет нарушить официально сконструированную идиллию межэтнического братства, - пишет далее Б. Туманов. - Сегодняшняя политкорректность отнюдь не так свирепа. ..." Многие политические деятели на Западе, допускающие неполиткорректные высказывания, "остаются крупными политическими фигурами ... именно потому, что выражают мироощущение значительной части своих обществ".

Последним по счету и, как нам представляется, центральным материалом подборки журнала следует назвать материал Вадима Дубнова "Пятый пункт отрицательного героя". Статья посвящена подробному анализу феномена политкорректности в специфических российских условиях. В. Дубнов рассматривает сложившиеся в советское время межнациональные отношения, которые предполагали государственный интернационализм при широко распространенной этнической ксенофобии, как один из устоев государства: "Государство было идеологическим, значит, государствообразующая идея превыше любого закона, в котором может быть написано все что угодно, в том числе и такое чудачество, что перед этим законом равны все, в том числе и дети разных народов".

"А потом государствообразующая идея исчезла", продолжает автор, и дети разных народов "отправились выяснять то, что так долго не удавалось выяснить в рамках интернациональной дружбы". И в результате "одна популярная молодежная газета в день исторического футбольного матча Россия - Украина сочла уникальной творческой находкой вынесенное в шапку обращение к российскому форварду: "Бей, Хохлов, спасай Россию!"

В. Дубнов не склонен идеализировать "их" обывателя: "... по самой своей обывательской природе он склонен не любить чужих, и в этом плане наш человек, сторонящийся кавказцев, не хуже и не лучше среднего американца, турка или француза..." Но между "нашими" и "их" СМИ есть существенная разница: "Но там утренние газеты на этот счет молчат. И ни один президент, который захочет там переизбраться, не рискнет поделиться планами насчет того, чтобы кого-нибудь в известном месте замочить. И ни одно телевидение, хоть частное, хоть тем более государственное, не задастся в прямом эфире вопросом: а, может быть, это и в самом деле был единственный выход - взять этих горцев да и выслать их всем скопом в Тмутаракань?"

Затем автор анализирует возможные пути решения проблемы, условно названными им "кухней" и "казармой". "Просто строить и уж тем более поддерживать функционирующую тюремную модель проще, а наша власть, как известно, не любит сложных решений... Разгорается полемика [об олигархах. - ред.]. С экрана в троллейбус, в троллейбусе едет журналист и делится впечатлениями в газете, полемика ширится и становится общим местом...

Это и есть самое главное: ксенофобия становится общим местом, - констатирует В. Дубнов. - Нормой жизни. ... Воздухом, постепенно проникающим на заветную кухню, на кухне работает телевизор, в телевизоре Рогозин сообщает о тупых хохлах, которые посягнули на нашу Тузлу, и те, с кем еще вчера безбоязненно делились опасными анекдотами, улыбаются: а ведь действительно тупые. Почти как американцы с их политкорректностью".

Вывод В. Дубнова безрадостен: "[На Западе - ред.] другая модель. В рамках которой в 98-м году Гельмуту Колю никак не помогла шутка насчет турок".

Ссылки на данную статью [1]