Протестные выступления. Май 2006 г.

Светлана Ковалева,
Центр "Демос"

Предлагаемый вниманию читателей обзор посвящен разного рода протестным акциям, состоявшимся в мае. Обзор подготовлен Центром "Демос" при поддержке фонда OSI - Assistance Foundation.


Несостоявшийся гей-парад

Попытка организовать в мае в Москве гей-парад обернулась чередой инцидентов.

Группа активистов гей-движения добивается проведения в Москве гей-парада с 2005 г. Мэр Москвы Юрий Лужков заявил, что не допустит проведения этого мероприятия в российской столице, и в дальнейшем неоднократно подтверждал свою позицию. В феврале 2006 г. гей-активисты объявили, что намерены провести в Москве не парад, а "правозащитное шествие", но власти вновь однозначно дали понять, что запретят мероприятие. Одновременно религиозные лидеры выступили с резкими заявлениями, в которых звучал косвенный призыв к общественности силой не допустить проведения публичных акций геев.

Обмен заявлениями продолжался в течение трех месяцев. Российских гей-активистов поддержали политики и общественные деятели западных стран. В конце апреля 2006 г. гей-активисты заявили, что все равно подадут заявку на проведение гей-парада и проведут его даже несмотря на запрет властей.

При этом московские власти запретили и проведение митинга "в защиту традиционных ценностей", намеченного "Союзом православных граждан" на 30 апреля. Власти мотивировали отказ тем, что заявка была подана слишком поздно.

В ночь на 1 мая скинхеды, представители других экстремистских организаций, а также православные радикалы (всего более 150 человек) сорвали вечеринку в гей-клубе Москвы Renaisance Event Club.

Собравшиеся блокировали подходы к клубу и в течение нескольких часов выкрикивали гомофобные лозунги и нецензурную брань в адрес посетителей клуба. Кроме того, двери клуба были закиданы яйцами, бутылками и камнями.

Часть пикетчиков была задержана и доставлена в местное отделение милиции для составления протокола об административном правонарушении. Однако действия милиции не помешали правонарушителям сорвать вечеринку секс-меньшинств. В понедельник правоохранительные органы были подвергнуты критике за нерешительность своих действий.

1 мая днем порядка 30 человек пришли в клуб "Три обезьяны" и стали угрожать персоналу и советовать не открывать сегодня заведение, а ближе к вечеру на акцию протеста возле клуба собрались десятки агрессивно настроенных людей.

На место несанкционированной акции прибыли сотрудники милиции. Место происшествия оцепили, посетителей клуба встречали на подступах к заведению и рекомендовали вернуться. Тех, кто уже попал внутрь, посадили в подогнанные автобусы и вывезли в центр города. Сотрудники правоохранительных органов сначала пытались уговорить собравшихся разойтись. Позже бойцы разогнали несанкционированный митинг. Были задержаны более 20-ти человек. ОМОН возле клубов решено было оставить до утра.

15 мая в правительство Москвы была подана заявка на проведение 27 мая "Шествия в защиту прав геев и лесбиянок". Организаторы отметили, что это будет правозащитное шествие, во время которого не будет никаких попыток нарушить нормы морали и нравственности. Предполагалось, что парад, в котором примут участие до двух тысяч человек, пройдет от Главпочтамта до Лубянской площади.

18 мая Правительство Москвы отклонило заявку на проведение акции, мотивировав это решение "невозможностью снять автомобильное движение по пути следования шествия". По мнению экспертов, это решение московских властей было незаконным.

При этом комментарии представителей власти в СМИ о возможности проведения акции шли вразрез с этой заявленной мотивировкой.

Например, мэр Москвы Ю. Лужков обозначил свою позицию таким образом: "...Я таких парадов разрешать не буду... я негативно отношусь к этим явлениям, так как считаю их неестественными для человеческой природы, хотя стараюсь терпимо относиться ко всему, что возникает в человеческом обществе". Мэр столицы также отметил, что "подобные мероприятия могут быть приемлемы для европейских стран, более "продвинутых" в этом вопросе, нежели Россия". "У нас же, я считаю, подобный парад, прежде всего, недопустим по морально-этическим соображениям", - сказал он, подчеркнув, что "не следует выставлять на всеобщее обозрение свои отклонения в области организации жизни и секса".

Ранее пресс-секретарь мэра Сергей Цой также заявил, что московские власти не допустят проведение гей-парада ни при каких обстоятельствах и ни в какой форме.

Заместитель начальника управления информации и общественных связей ГУВД Москвы Евгений Гильдеев отметил, что в случае проведения несанкционированной акции, московская милиция будет действовать "в соответствии с распоряжением столичного правительства, которое запретило представителям сексуальных меньшинств проводить массовые акции".

Организаторы шествия подали в Тверской суд столицы жалобу на решение городских властей, однако суд признал законным решение правительства Москвы и отказал в удовлетворении заявления организаторов данного мероприятия.

27 мая организаторы запрещенного гей-парада попытались провести вместо него две несанкционированные акции - в Александровском саду и у памятника Юрию Долгорукому. Примерно 10 участников акции, в основном иностранцы, попытались возложить цветы к могиле Неизвестного солдата. На них набросились православные радикалы и бритоголовая молодежь - противники парада - с криками "Геи не пройдут", "Позор содомитам". Бойцы ОМОНа начали оттеснять радикалов. Акция перешла в потасовку и массовые задержания.

Проведение несанкционированного пикета у памятника Юрию Долгорукому было пресечено бойцами ОМОНа.

Всего в ходе акций было задержано около 120 человек за нарушение общественного порядка. Среди задержанных как участники несостоявшегося митинга, так и их противники.

По словам очевидцев, задержанные участники парада размещались в одних автобусах с задержанными фашистами. При этом милиция куда жестче применяла санкции к участникам парада, чем к их противникам, что, скорее всего, было обусловлено тем, что с точки зрения властей, главными нарушителями были именно участники парада, которые пренебрегли запретом мэрии на проведение своего мероприятия и провели его "неразрешенным".

Вот, например, оценка произошедшего мэром Лужковым: "Они туда прорвались, и, конечно, им врезали".

Комментируя ситуацию с проведением парада Центру "Демос", Лев Левинсон (Институт прав человека, Институт "Общественная экспертиза") отметил, что "Сообщая о публичных акциях, средства массовой информации привычно определяют их как санкционированные или несанкционированные. Те же самые слова "разрешаем", "не разрешаем" употребляют, высказываясь по поводу митингов и демонстраций, Лужков и другие градоначальники. Только санкционировать, разрешать эти мероприятия закон не требует, равно как не допускает возможности "не санкционировать" митинг или запретить пикет.

Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", принятый сравнительно недавно, гарантирует уведомительный (а не разрешительный) порядок проведения таких действий.

Единственное, что вправе предпринять государственная или муниципальная власти - предложить организаторам изменить время или место (или и время, и место) проведения акции. И это разумно, так как предполагает необходимость развести, например, геев и гомофобов, задумавших проводить парад одновременно по одной и той же улице".

Кстати, именно с этой функцией - соблюсти интересы всех граждан и предусмотреть по возможности все сложности с проведением того или иного мероприятия - не справились в мае и власти Санкт-Петербурга. Так, в День города, с разрешения властей, передвижная платформа одного из гей-клубов приняла участие в карнавале, а затем была установлена перед католическим собором, что вызвало возмущение прихожан храма.


Акции в защиту трудовых прав

В двух регионах России прошли забастовки трудовых коллективов.

1 мая в поселке Хинганск Еврейской автономной области начали голодовку рабочие двух предприятий по добыче олова.

7 мая в Облученскую районную больницу была госпитализирована одна из участниц голодовки. После того, как врачи стали настаивать на госпитализации еще двух участков голодовки, руководство предприятий предложило работникам прекратить голодовку в обмен на выдачу им гарантийных писем о выплате зарплаты, однако работники заявили, что не намерены прекращать акцию протеста до полного погашения долгов.

3 мая в Петропавловске-Камчатском около 300 работников судоверфи объявили забастовку, требуя погашения долгов по зарплате, изменения тарифной сетки, и улучшения условий труда.

Если на митинги трудовых коллективов власть обращает внимание и у работников есть шанс отстоять свои права, то в случае, когда протест одиночный, он обречен на провал. Организация даже не подтверждает самого факта протеста.

В Екатеринбурге в мае продолжила голодовку, начатую 20 апреля в знак протеста против расторжения трудового контракта, инспектор екатеринбургской исправительной колонии N10 Марина Сысолятина.

Цель голодовки - добиться продления контракта с ГУФСИН, откуда женщину увольняют из-за частых болезней детей (официально отказ в продлении контракта мотивирован тем, что с 2006 года по закону женщины не могут работать в колонии строгого режима, а ИК-10 как раз является таковой). В настоящий момент в колонии работают только женщины, которые не имеют детей.

Врачи колонии не подтверждают того, что Сысолятина ведет голодовку, с территории колонии она была выдворена силой (в настоящее время по факту применения физической силы к инспектору колонии в областную прокуратуру направлен запрос).

У голодающей на иждивении находятся трое детей, и потому с увольнением связаны и другие негативные моменты. Сейчас инспектор стоит в очереди на служебное жилье в Екатеринбурге, у нее и ее семьи нет прописки. В случае, если контракт будет расторгнут, очередь на жилье она потеряет.


Умер еще один участник митинга в Дагестане

В Дагестане продолжаются репрессии против организаторов и участников митинга в Докузпаринском районе. Так, 3 мая был арестован начальник отдела социальной защиты администрации Ахтынского района Нияз Примов. Его обвинили в организации массовых беспорядков в Докузпаринском районе республики, которые привели к человеческим жертвам.

Между тем скончался еще один раненый в результате беспорядков житель республики. По словам дежурного врача Ахтынской районной больницы, куда доставлялись раненые, Тагира Тагирова, 38-летний житель села Микрах Докузпаринского района Зейнал Гаджимов поступил с огнестрельным ранением легкого. Впоследствии он был перевезен в одну из махачкалинских больниц, где и скончался.


Обманутые дольщики и ОМОН

Обманутые дольщики в мае продолжают акции протеста. После серии митингов, которые были разогнаны властями, протестанты прибегли к новому способу обратить внимание властей на свои проблемы. 19 мая у Горбатого моста, который с самого утра охранялся милиционерами, собрались около 1,5 тысяч человек. Они прорвали заграждения милиции у моста и разбили на нем палатки. Через некоторое время милиция прошла внутрь круга и попыталась сорвать палатку. Участники акции оказали сопротивление, началась драка. В конце концов ОМОН был вынужден развернуться и отойти в сторону. К Горбатому мосту стянуто большое количество сотрудников милиции и ОМОНа, чтобы не дать участникам акции перекрыть движение.

Прибывший на место происшествия и.о. замначальника ГУВД столицы начальник милиции общественной безопасности Вячеслав Козлов заявил: "Люди не любят, когда нарушают закон, а сами нарушают", а, отвечая на вопрос, не исключены ли силовые действия, Козлов ответил: "Как в физике, все возможно. Посмотрим на ситуацию".

Палаточный городок дольщиков был снесен в ночь с 19 на 20 мая. При этом бойцы ОМОНа избили участников пикета. "Когда начался штурм, я был в центре палаточного городка. Мало того, что ОМОН бил людей руками и ногами, они били и женщин ногами по лицу. Некоторые женщины спали в палатках, а их били за это ногами. Ломали и крутили руки всем мужчинам", - сообщил один из обманутых дольщиков, участник палаточного городка у Дома правительства Игорь Гульев.

С другой стороны, Михаил Пашкин, председатель координационного совета профсоюзов сотрудников милиции г. Москвы, считает, что сотрудники ОМОн в данном случае только выполнили данный им приказ, а ответственность за насилие при проведении этой, по сути, карательной операции целиком и полностью лежит на чиновниках президентской администрации, отдавших такой приказ.


Акции автомобилистов

Прошедший месяц был отмечен новой серией акций автомобилистов. В то время, как в регионах эти мероприятия проходят свободно, в Москве акции встретили противодействие властей.

Протестная акция "Нет мигалкам" прошла 27 мая, по словам председателя народного движения автомобилистов "Свобода выбора" Вячеслава Лысакова, в 40 городах России (в Волгограде, Вологде, Воронеже, Екатеринбурге, Калининграде, Краснодаре, Красноярске, Мурманске, Нижнем Новгороде, Красноярске, Новосибирске, Санкт-Петербурге и других крупных городах России).

Пресечь акцию попытались только лишь сотрудники московской милиции: в места скопления протестующих были высланы усиленные наряды дорожно-патрульной службы, которые составили административные протоколы на участников акции за нарушение правил дорожного движения, а также за административные нарушения. Только на Волоколамском шоссе в районе аэропорта Тушино на водителей было составлено более 100 протоколов. Таким образом, сотрудники милиции попытались помешать протестующим собраться в одном месте, однако автолюбители постоянно перемещались в другие районы Москвы. Всего в акции приняли участие свыше тысячи водителей на своих машинах.