Новости по теме

Ярослав Бутаков: "Новая российская конституция должна нацеливать элиту на воссоздание и мировой цивилизационной субъектности"

В опубликованной 15 сентября 2005 г. на сайте Агентства политических новостей статье "В поисках государственной константы" ее автор Ярослав Бутаков выступает сторонником нового проекта Основного закона.

В споре о новой Конституции, утверждает автор, сталкиваются два различных мировоззрения. Первое - "универсалистское": "Его стержнем является убеждённость в универсальной пригодности западной трактовки понятий демократии, гражданского общества и правового государства для всех народов и культур. Оно отказывает России в праве и возможности иметь свою концепцию общественных и государственных ценностей". Второе - "цивилизационное". Однако "сложившееся на его основе мнение о том, что российская конституция должна отражать и закреплять традиционные ценности России как особого историко-культурного мира", разделяют лишь люди, близкие этому подходу по взглядам.

Оба эти мировоззрения может объединить лишь прагматический подход. Очевидно, что стране необходима Конституция, учитывающая, "что государство — это не застывший лёд, а живой, непрерывно развивающийся организм... Конституция должна "шиться на вырост" государства, причем не только в переносном, но и в прямом смысле".

Действующая Конституция не отвечает этому требованию: "Она исходит из того, что Российская Федерация — это вполне сложившееся образование с раз навсегда очерченными границами и составом. Хотя, в принципе, территориальное расширение России не запрещается Конституцией напрямую, но фактически Конституция определяет учредителем государства общность людей, случайно оказавшуюся внутри искусственно созданных границ. И любые попытки выйти за их пределы могут поставить под сомнение юридическую обоснованность существования такого государства".

В новой Конституции необходимо ввести понятия "государственная территория" и "историческая территория", при этом четко их разграничив. "Как будет конкретно определяться понятие исторической территории — забота юристов, - полагает автор. - Важно то, что это не только снимет любые вопросы о конституционности принятия в состав России, скажем, Абхазии или Приднестровья, но и подчеркнёт такую существенную особенность современной России, как государства-убежища для всех, кто исторически связывает себя именно с российской государственностью".

В будущей Конституции необходимо отразить "указание на лидерство России в евразийском ... мире как на одну из приоритетных государственных ценностей". "Важна сама установка на защиту цивилизационной идентичности России и стран, находящихся в орбите её исторического влияния", - уверен Я. Бутаков.

Необходимо также развести понятия "федерация территорий" и "союз народов", считает автор. "В федерацию входят однородные территории, в образовании которых могут лежать любые соображения, кроме соображений создания национальной государственности. Татарстан не может считаться татарской республикой, Чечня — чеченской и т.д. ... Российская Федерация — государство всех населяющих её народов, и сувереном во всех её субъектах является та же самая полиэтничная общность, которая образует Российское государство в целом". В то же время "учредителем и сувереном России" должен считаться "союз народов во главе с русским народом".

В общем, заключает Я. Бутаков, "новая российская конституция должна содержать убедительный ответ на актуальные угрозы десуверенизации России и нацеливать элиту нашей страны на воссоздание ее державной мощи и мировой цивилизационной субъектности".