Новости по теме

Сергей Бирюков: "Какие положения Конституции подлежат ревизии в первую очередь?"

29 августа 2005 г. Сергей Бирюков опубликовал на сайте Агентства политических новостей статью "О "букве и духе" Основного закона", в которой выступает за ревизию некоторых положений действующей Конституции.

Конституция РФ 1993 г., считает С. Бирюков, выполнила свою историческую роль и сегодня "превратилась в безжизненное политическое тело, необходимое лишь для внешней легитимации происходящих процессов и имитационной интеграции в "мировое сообщество". К настоящему времени произошла "консолидация правящей элиты и самоустранение ее от всех основных форм публичного контроля и ответственности" - и поэтому "многие положения конституции приобрели откровенно виртуальный характер".

Автор декларирует необходимость перемен и намечает положения, которые необходимо пересмотреть. Среди предложенных изменений, например, есть и такие:

"Положение о "многонациональном российском народе" как об источнике всякой власти и суверенитета" должно быть дополнено положениями о "правах российского народа и образующих его народов" (некоторый аналог предложенной К. Шмиттом категории "Volksrechte") — на сохранение своей территории, языка, идентичности, духовных ценностей (которое отстаивали в рамках своей концепции "общеевразийского национализма" классики евразийства)". Одновременно в Конституции должна быть закреплена обязанность "Российского государства защищать и гарантировать интересы всех этнических россиян.

В Основном законе, продолжает С. Бирюков, должна быть закреплена государствообразующая роль русской нации, а положение о единстве государственной власти должно быть конкретизировано с указанием на то, что данное единство является гарантией территориальной целостности России и одновременно — механизмом реализации суверенных прав народа.

"Провозглашенное в конституции "единство экономического пространства" должно подкрепляться положением о роли последнего как гарантии национального суверенитета, и о недопустимости любых форм экономического сепаратизма, а также о приоритете внутриэкономических целей развития перед внешнеэкономическими задачами и обязательствами", - полагает автор.

"Абстрактное положение о "свободе совести" должно быть дополнено законодательным определением традиционных конфессий России, связанных с формированием национально — культурной идентичности ее народов — православия, ислама, буддизма и иудаизма, обладающих правом на государственную поддержку в формах, установленных специальным законодательством", конституционное положение о том, что "Россия — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека", должно быть дополнено положением, что "государство обязано гарантировать гражданам законодательно определенный социальный стандарт, обеспечивающий им доступ к основным социальным благам и достойное существование", а "принцип разделения властей должен быть дополнен принципом единства государственной власти".

"Все вышесказанное, - заключает Сергей Бирюков, - лишь наметки консервативного переосмысления содержания и смысла Конституции, связанного с постепенным замещением в общественном сознании идеологем "безнационального" и антисоциального либерализма, левого радикализма, а также порожденных попытками реализовать их на практике социальной апатии и атомизации. Однако последнее может быть реализовано не по очередной инициативе сверху, а лишь при достижении обществом хотя бы относительного консенсуса по поводу ценностей, а также согласия между большинством общества и элитой относительно стратегических ориентиров развития".