Новости по теме

Ярослав Бутаков: Нужна новая Конституция

27 июня 2005 г. Агентство политических новостей опубликовало комментарий Ярослава Бутакова "Зачем нужен ремонт". Автор комментария вновь возвращается к конституционной реформе, призванной оставить действующего президента у власти.

Безусловно, длительное пребывание одного человека на высшем посту государства - залог стабильности, считает автор, однако одно только изменение стати 81 Конституции явно угрожает не только имиджу власти, но и "позитивным политическим тенденциям в России".

Такая реформа не уменьшит угрозу распада России, связанную не столько с центробежными тенденциями, сколько с провоцирующей эти тенденции общей неэффективностью власти, считает Я. Бутаков. Власть должна всеми силами бороться за сохранение страны ("Никакой закон не должен являться препятствием для выполнения властью необходимых мер по сохранению страны и её народа как политического субъекта — эта государственная аксиома, отвергающая идеологические догмы радикального либерализма, должна стать нормой, воспринимаемой властью и обществом на подсознательном уровне" - так у автора).

Как вариант решения проблемы рассматривается создание "объединённого государства России и Белоруссии с сопутствующим принятием союзной конституции, позволяющей пролонгировать срок пребывания у власти нынешнего российского президента... сторонники данного проекта, позитивные тенденции, связанные со стабильностью российской власти, усилятся благодаря начавшемуся процессу реинтеграции постимперского пространства". Однако для осуществления "любых интеграционных проектов во главе с РФ на просторах бывшего СССР" необходима "коренная государственная реорганизация самой Российской Федерации", а для этого нужна не "косметическая перелицовка" одной из статей Конституции, а принятие нового Основного закона.

Только новая Конституция может устранить главные факторы, из-за которых, полагает автор, "здание российской государственности находится в перманентно подвешенном состоянии". Такими факторами автор считает: "неопределённость субъекта — учредителя российской государственности; неопределённость российского суверенитета — как по отношению к внешним субъектам, нормы договоров с которыми объявлены приоритетными перед нормами Конституции, так и по отношению к субъектам РФ, часть которых имеет вполне конституционный статус "государств в составе РФ", полная необеспеченность механизмов защиты российского суверенитета; сохранение в конструкции РФ той же ленинской "мины замедленного действия", которая взорвала СССР, — национально-государственного принципа строения, основанного на "самоопределении народов", провозглашаемом и ныне действующей Конституцией; размытость контуров преемственности власти на случай чрезвычайной ситуации".