Новости по теме

Максим Соколов - за возврат к конституционной монархии образца 1906 года

Термин "либеральная империя", введенный в оборот Анатолием Чубайсом, понимается очень по-разному. Чубайс имеет ввиду экономическое и связанное с ним политическое влияние на соседей (причем под экономическим влиянием подразумевает не санкции, а инвестиции). Но словечко "империя", эпатажное по словам самого Чубайса, действительно провоцирует гораздо более широкую дискуссию.

"Яблоко", естественно, критикует в этой связи СПС за, якобы, отказ от принципов демократии. Но нам здесь интереснее другая сторона.

На сайте "ГлобалРус", традиционно симпатизирующем Чубайсу (именно Чубайсу, а не СПС в целом), именно с ним связывающему свои представления о консерватизме, появился программный текст Максима Соколова (уверенного, кстати, что Чубайсу надо выдвигаться в президенты уже в 2004 г.) "Октябристы против февралистов", формально являющийся откликом на полемику "Новой газеты" с Татьяной Толстой (см. здесь и вокруг).

Образцами либеральной империи Соколов считает Британскую, Германскую (1871 - 1918), Австро-Венгерскую, Российскую (в последний период ее существования) империи и в какой-то степени Римскую эпохи принципата.

В качестве ориентира, более того - в качестве основной стратегической цели конституционного строительства, Соколов предлагает рассматривать "Основные государственные законы, 23 апреля 1906 года", установившие (наряду с Манифестом 17 октября 1905 г.) основы конституционной монархии в России.

Единственная проблема, которую усматривает при этом Соколов, - отсутствие в современной России монархии. Но это ему представляется явлением временным:

"Наш исторический период - безусловно местоблюстительский, и о судьбах монархии в России нам сегодня ведать не дано. Но тогда вполне возможно прописать систему временного местоблюстительства, регентства, основанного на представительном и сменяемом способе правления - с указанием лишь на в принципе временный и ограниченный характер этого регентства, доколе Бог не устроит судьбы России иным, более органическим способом. Как безумием было ломать через колено вековую монархию в начале XX века, так безумием было бы сейчас, в начале века XXI-го ломать через колено даже и нынешнюю кособокую президентуру, но указать на ее провизуарный, местоблюстительский характер - необходимо".

Принципиальный для Соколова тезис - империя (именно как форма правления, а не в каком-то переносном смысле) вполне сочетаема со свободой. С тем, что в Российской империи после 1906 года свобода была недостаточно полной, Соколов, наверное, согласился бы, но "Государственные законы 23 апреля 1906 года" он и предлагает рассматривать как основу для того, чтобы "прокладывать дальнейший курс".

Оппонентов же своих (которым предлагается всем отправляться в "Яблоко") Соколов обвиняет в утопизме ("вы желаете строить нечто новое, небывалое, светлое и чистое"), предполагая, тем самым, что возвращение к конституционным основам 1906 года утопичным не является.