Страна перед выбором пути модернизации

17 июня 2005 г. Газета.Ru в рубрике "Комментарии" опубликовала фрагмент из книги Евгения Ясина "Приживется ли демократия в России".

В настоящее время Россия стоит перед выбором пути модернизации, пишет Е. Ясин - и проводит упрощенный анализ ситуации, описывая две "крайних альтернативы": модернизацию сверху с опорой на авторитарный режим и модернизацию снизу, на основе инициатив бизнеса и гражданского общества, то есть демократическую модернизацию.

Первый президентский срок Путина отличался сочетанием либеральных реформ и управляемой демократии, а за 2003-2004 г. произошел принципиальный поворот, выразившийся в первую очередь в отказе от многих ограничений, с которыми до той поры власть считалась. Причиной этого, полагает автор, является неустойчивость конструкции "либеральные реформы и управляемая демократия": "В конце концов все равно пришлось бы выбирать: либо демократизация, и тогда либеральные реформы логичны; либо авторитаризм, вертикаль власти, и тогда рано или поздно логично усиление вмешательства государства в экономику".

Существуют предположения, рассказывает Е. Ясин, что России подошли бы "модель Пиночета", китайская модель развития или довольно близкая к ней корейская модель Пак Чжон Хи, "где диктаторская власть государства сочетается с развитием рыночной экономики и бизнеса, с широким применением государственных льгот и субсидий".

Автор книги подробно рассказывает о событиях корейской истории времен диктатуры Пака Чжон Хи, анализирует природу "корейского чуда", подтверждая тезис о Корее -"каноническом образце реализации модели догоняющего развития".

Но модель догоняющего развития в случае России не может привести к успеху. Во-первых, потому что у нас нет ресурсов для индустриализации (период индустриализации и урбанизации уже пройден в 20-30-е гг.). Во-вторых, "у нас именно тоталитарный режим привел к революции и установлению протодемократии, а в Корее их истоки были совсем иного рода", поэтому "авторитаризм у них пришелся ко двору", а в наших условиях диктатура не может быть "нашим спасением". В-третьих, следует учитывать различие менталитетов: "Наш менталитет, худшие свойства которого были усилены тоталитаризмом и плановым хозяйством, серьезно подорвавшим хозяйственные мотивации и мораль российского населения, существенно понижает качество рабочей силы, особенно те ее свойства, которые важны для догоняющего развития". Наконец, в-четвертых, российская модернизация должна проходить не в условиях индустриального, как в Корее 50-х, а в условиях общества постиндустриального.

"Изменить ситуацию у нас могут только конкуренция и открытая экономика, сильный бизнес, но не авторитарный режим", - делает вывод автор.