Борис Дубин и Наталья Трауберг: Демократический потенциал конца 80-х оказался иллюзией

В конце апреля -начале мая 2005 г. на портале "Полит.Ру" было размещено обширное интервью Светланы Солодовник с известным переводчиком Натальей Трауберг, и социологом Аналитического центра Юрия Левады Борисом Дубиным о сложившейся обстановке в России и перспективах дальнейшего политического и культурного развития страны.

По мнению Б.Дубина, с началом перестройки существовало представление о том, что освободился некий огромный демократический потенциал, однако это была всего лишь иллюзия - и уже к началу 90-х годов появились первые сомнения в обоснованности подобных надежд: "Тогда же стали возможны высказывания, которых я никак не ожидал причем, не на улице, а из уст знакомых мне людей, моих коллег: За царя и Отечество", Россия могучая держава", Верните нас обратно, тогда мы были едины", а потом договорились до "Покончим с чеченцами одним ударом", "Нам нужен сильный лидер" и т.д.." , - отмечает Дубин.

Сегодня риторика самоизоляции и ксенофобии, национальных интересов, захватнической Америки" и подыгрывающей ей пятой колонны" внутри страны не только стала языком политики через масс-медиа она способствует увеличению агрессивных чувств и пренебрежительного отношения к любому социальному сотрудничеству.

Последствия тоталитаризма, казалось, преодоленные, дают о себе знать через 20 лет после начала перестройки - в виде ностальгии по "сильной руке", в виде подспудной памяти о взаимном недоверии и отсутствия неприкосновенности частной жизни. Это то, по мнению Дубина, что мешает созданию не то что гражданского общества (без которого невозможно ни развитие, ни укоренение демократических институтов), но и элементарных социальных связей.

По мнению Б.Дубина, есть и другое препятствие на пути к демократии. Попытка следовать европейской демократии и одновременно отвергать европейские философские ценности, на основе которых демократия и строится. Имеется ввиду отношение к Другому, к ближнему. Нет навыка терпеть другого, "жить с ним, даже если он неприятен, находить компромиссы. В нашей же стране, все годы, пока строилась демократия, наблюдался явный кризис доверия и интереса к другому". Это является большим препятствием на пути к построению обществу с эффективным взаимодействием его членов.

Огромной проблемой для современного российского общества, по мнению социолога, является отсутствие интеллектуальной инициативы, в любом ее проявлении - от отсутствия интеллектуальных журналов (появление которых ожидалось, но практически не реализовалось) до отсутствия какой-либо публичной дискуссии по общественно значимым вопросам (как, например, по поводу выставки "Осторожно, религия"), даже навыка такой дискуссии нет: "Плохо то, что люди не понимают: спор — не ссора. А у нас сплошная инквизиция". А отсутствие интеллектуальной инициативы и публичной дискуссии делает невозможным появление каких-либо общественно значимый идей. И, соответственно, сужает возможности общественной консолидации.

При этом и Б.Дубин и Н.Трауберг отрицают идею православия как консолидирующей идеи. Причем проблема в данном случае, имеет множество нюансов - это и стремление церкви стать полноправным государственным институтом, и отсутствие истинной религиозности в большинстве неофитов ("аттестация себя православным в подавляющем большинстве случаев не влечет за собой для наших людей никаких моральных обязательств и реальных действий") и целый ряд других проблем.

Перспективы "демократического" будущего российского общества, по мнению собеседников, неутешительны: в стране сложился полицейский режим (не репрессивный, а именно полицейский): "На тотальную мобилизацию и возрождение репрессивной системы ни сил, ни средств сейчас не хватит. Однако военно-полицейские формы, методы и функции, не говоря уже о "кадрах", шаг за шагом поглощают государство и поражают общество".

Если раньше сохранялись иллюзии того, что обновленческий потенциал настолько силен, что есть возможность поддержания новых, демократических, либеральных, антитоталитарных форм социальных взаимоотношений, то теперь эти надежды исчезли. Единичные ростки подобного обновления видеть можно, но это именно единичные, точечные явления. "Я не могу сказать, - говорит Б.Дубин, - что появились сильные новые идеи или точки зрения, которые позволят кому-то по-новому понять, что с нами происходит. Но незамыленный глаз и способность видеть другие реалии (для чего, скажем, моему поколению, требовалось 20—30 лет промывать себе глаза) у них имеются".

Наиболее надежным путем преодоления сложившейся ситуации и социальной разобщенности, и интеллектуального паралича обоим собеседникам видится отказ от упования "на хорошую, "родную" власть и веры в абсолютно чистую человеческую природу" и обращение к собственным, индивидуальным способностям, творческим и гражданским.