Новости по теме

Либерализм в России: кризис или крах?

2 июня 2004 г. "Литературная газета" опубликовала материалы круглого стола, посвященного проблемам постсоветского либерализма. Участники круглого стола задались вопросом, почему при столь сокрушительном поражении правых партий на прошедших думских выборах, власть продолжает проводить либеральные экономические реформы и существует ли в России либерализм как идеология.

В частности, Александр Ципко считает, что постсоветский либерализм ничего не имеет общего с современным европейским либерализмом. Постсоветский либерализм имеет много общего со взглядами советских диссидентов-шестидесятников, но не тождественен и им, ибо для нынешних либералов "главное не свобода личности, а свобода от российской государственности и российской истории". Нынешний российский либерализм непатриотичен, для него смысл свободы - "самоценность, ... способ преодоления русскости, ... оправдание общественного нигилизма и пораженческих настроений": "у нынешних либералов нет главного, что было стержнем, доминантой мышления дореволюционных либералов, у них нет русского национального сознания. Оно им просто чуждо. Бывает и такое. Человек живёт в России и даже принадлежит к русскому племени, а тем не менее всё родное ему чуждо.

Парадокс в том, что люди, постоянно разоблачающие русских за "оборонное сознание", сами страдают инстинктивным отторжением, оборонным комплексом по отношению к символам русскости.

Люди, обвиняющие русских в ксенофобии, сами страдают непреодолимым, почти животным страхом перед всем, что олицетворяет русскую нацию и российскую государственность. Этот страх перед всем русским ведёт к формированию искажённого образа русской нации. Либералы в принципе осуждают сам разговор об интересах и проблемах русских"
.

По мнению А.Ципко, постсоветский либерализм - "продолжение ленинского интернационального большевизма", между тем как "созидание демократии" невозможно "без развития национального самосознания и в народе, и в элите, без утверждения самоценности нации и национального государства в равной мере как и самоценности свободы".

К этой точке зрения присоединился директор Центра международных исследований Анатолий Уткин. Однако большинство участников круглого стола с А.Ципко не согласилось. Политолог Андрей Пионтковский, представители Института философии РАН Валентина Федотова и Вадим Межуев, руководитель Центра философских проблем российского реформаторства РАН Алексей Кара-Мурза считают, что при обсуждении "постсоветского либерализма" налицо подмена понятий, терминологическая неопределенность, равно как и необределенность обсуждаемого предмета. Например, неясно, обсуждается ли либерализм как философское, идеологическое течение или же как название определенного периода новейшей истории России.

Например, с точки зрения А.Кара-Мурзы, "либеральный проект ... состоит из трёх принципиальных компонентов. Во-первых, социально-политический порядок обеспечивается при либерализме на основе прав и свобод граждан и именно этим укрепляется. Во-вторых, либерализм - это конкурентный труд, причём не только в материальном производстве, а во всех сферах - в политике, в духовной жизни и т.д. Третья характеристика либерального проекта - политическая демократия как форма политической организации". И в данном контексте о кризисе подобного проекта можно говорить лишь в том смысле, что он пока вообще не был осуществлен в России.

А вот эксперт Горбачев-фонда Валерий Соловей считает, что либерализм в России переживает не крушение, а кризис, "который есть момент перехода в новое качество". Кроме того, он призвал участников круглого стола отказаться от огульного осуждения всего постсоветского периода, поскольку "на счету либералов несомненные и грандиозные исторические достижения". Неприятие же либеральных идей и реформ большинством населения страны, которое стало причиной кризиса, по его мнению, позволяет надеяться на то, что пережив его, либералы переориентируются на то, чтобы добиться лояльности от населения и на проведения позитивной стратегии (правда, В. Соловей не указал, какой именно - ред. ).