Новости по теме

Законопроект о запрете средств обхода блокировок принят во втором чтении

Владельцев анонимайзеров и VPN обяжут прекращать доступ к заблокированным в России сайтам.


19 июля 2017 года Госдума приняла во втором чтении законопроект о запрете использования анонимайзеров и VPN-сервисов для доступа к заблокированным в России сайтам. Поправки были разработаны Медиа-коммуникационным союзом и внесены в Госдуму депутатами Максимом Кудрявцевым, Николаем Рыжаком, Александром Ющенко и Шамилем Саралиевым. Законопроект был одобрен в первом чтении 23 июня.

Согласно принятому тексту, федеральный закон "Об информации" должен быть дополнен статьей 15.8, которая запрещает "владельцам информационно-телекоммуникационных сетей, информационных ресурсов" (сайтов, информационных систем, программ) предоставлять возможность использовать их для обращения к ресурсам, доступ к которым в России ограничен.

Предполагается, что Роскомнадзор создаст информационную систему со сведениями о заблокированных сайтах. Правоохранительные органы, ведущие оперативно-розыскную деятельность, будут отслеживать появление сервисов для обхода блокировок и направлять полученные данные Роскомнадзору (в тексте законопроекта, одобренном в первом чтении, функция отслеживания также принадлежала Роскомнадзору). Ведомство будет устанавливать хостинг-провайдера и запрашивать у него сведения о владельце сайта; на такие запросы провайдеры должны будут отвечать в течение трех дней. Согласно принятому во втором чтении тексту, установив владельца сервиса, Роскомнадзор направит ему требование о подключении к информационной системе. Владелец сервиса обязан подключиться к системе в течение 30 дней и в течение трех дней после подключения прекратить доступ российских пользователей к заблокированным сайтам. Если владельцы сервиса не приняли мер, то Роскомнадзор принимает решение о его блокировке, которое должно быть исполнено провайдером в течение суток. Если впоследствии сервис исполняет требования Роскомнадзора и уведомляет его об этом, он разблокируется.

Все эти положения не распространяются на "операторов государственных информационных систем, государственные органы и органы местного самоуправления, а также на случаи использования программно-аппаратных средств доступа к информационным ресурсам, доступ к которым ограничен, при условии, что круг пользователей таких программно-аппаратных средств их владельцами заранее определен и использование таких программно-аппаратных средств осуществляется в технологических целях обеспечения деятельности лица, осуществляющего использование". Последняя формулировка относится, видимо, к использованию VPN в бизнесе.

Кроме того, подключаться к федеральной информационной системе Роскомнадзора обяжут поисковые системы, показывающие рекламу для российской аудитории. В течение трех дней после подключения они обязаны будут убрать из выдачи ссылки на заблокированные сайты.

Поправки также предусматривают изъятие из ФЗ "Об информации" и КоАП упоминаний реестра блогеров и ответственности блогеров за нарушения закона. По мнению авторов законопроекта, соответствующий механизм показал свою неэффективность.

Еще один законопроект, пока не прошедший второе чтение, предусматривает введение в КоАП статьи 13.39 о штрафах для операторов поисковых систем за уклонение от обязанностей по получению доступа к системе Роскомнадзора и по изъятию из выдачи ссылок на запрещенные сайты (для граждан - 5 тысяч рублей, для должностных лиц - 50 тысяч рублей, для юридических лиц - от 500 до 700 тысяч рублей).


Ссылки на данную статью [20]