Панк-акция в храме Христа Спасителя: мнения

22-24 февраля 2012 года были опубликованы различные мнения по поводу прошедшей в московском храме Христа панк-акции.

Александр Щипков убежден, что «у акции, наверняка, есть сановные подстрекатели - те самые, которые год назад "дали добро" шельмовать и оскорблять православных с экранов государственных и прогосударственных телеканалов». «Если не принимать законных мер в подобных случаях (пусть и с учетом всех смягчающих обстоятельств вроде возраста), правовой нигилизм в отношении Церкви превратится в правовой беспредел», - считает журналист.

По мнению Александра Невзорова, можно сказать, что «девочки создали свое песнопение в очень псалмическом стиле», что во многом свидетельствует об их глубокой вере. «Их выступление выполнено в режиме первобытного сознания, это такой православный первобытный анимизм, которым вообще отличается это подразделение христианства», - сказал он. - Но, вместе с тем, у них получилась очень смешная, очень точная и очень живая карикатура на московскую патриархию, потому что никто из тех, кто так бурно реагирует — ни Кураев, ни Чаплин, ни Гундяев, — не заметил в этих девочках себя. Они не заметили пародию на то, что происходит с их верой и с их обычаями и обрядами».

Лидер движения «Славянская сила» Дмитрий Демушкин считает, что участники акции «должны понести самое жесткое наказание вплоть до уголовного».


Глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева призвала Церковь занять менее жесткую позицию по отношению к участницам группы. Она напомнила, что «Церковь, в отличие от государства, призвана не казнить, а миловать и взывать к милости, доброте и всепрощению», - напомнила она.

«Мне не нравится выходка девушек из "Pussy Riot". Не надо врываться в церковь, я согласна. Но наказание за это должно быть адекватным. Надо судить по закону - не мягче и не жестче. Я опасаюсь, что этих девчонок наш суд приговорит к жестокому наказанию», - сказала правозащитница.

С призывом помиловать участниц «панк-молебна» к патриарху обратился и лидер партии «Яблоко» Сергей Митрохин. «Христианство учит прощать, поэтому и Церкви следует проявить здесь христианское милосердие и простить этих девушек. В свою очередь правоохранительные органы могли бы назначить им штраф за хулиганство. Это было бы лучшей мерой», - считает политик.

 

Ряд сенаторов убеждены, что девушек следует строго наказать. Член Совета Федерации Михаил Капура считает, что акция в храме была «чистейшей воды хулиганством, поэтому они должны быть наказаны». Правда, сенатор подчеркнул, что не призывает «ставить их к стенке или отправить на Колыму». Он также отметил, что «храм Христа Спасителя сегодня превращен в такое мирское учреждение, где проводятся разного рода банкеты, конференции, учредительные съезды», что могло стать поводом для такого выступления.

Заместитель главы комитета Совета Федерации по международным делам Валерий Шнякин тоже считает акцию «хулиганской выходкой» и «оскорблением и надругательством над чувствами верующих», поэтому удивлен тем, что за «Pussy Riot» заступился уполномоченный по правам человека Владимир Лукин. Сенатор считает, что если девушек не наказать, это послужит «дурным примером» другим «безбашенным девицам», которые начнут устраивать подобные акции.

 

Пресс-секретарь главного раввина России Андрей Глоцер заявил, что «Pussy Riot» «оскорбили не только христиан, но вообще всех верующих людей». «Им наплевать на любой храм, значит, если шире посмотреть на ситуацию, им вообще наплевать на других людей: стремление продемонстрировать свои взгляды в них оказалось сильнее чувства уважения к другому человеку», - считает представитель ФЕОР.

Ученый совет Московской духовной академии 12 марта обсудил комментарии к «панк-акции» протодиакона Андрея Кураева, предложившего рассматривать выступление «Pussy Riot» как часть масленичного гуляния. Члены Совета заявили, что не могут согласиться с такой оценкой «братски напомнили» о.Андрею, что «звание профессора Московской духовной академии налагает высокую ответственность за форму и содержание публичных высказываний».

16 марта 2012 года было опубликовано мнение Андрея Зубова, профессора МГИМО(У) и Российского православного университета. Он напоминает, что за акцию, проведенную в Храме Христа, в начале XX века, когда «православная вера объявлялась первенствующей и господствующей», девушки получили бы от трех до шести месяцев тюрьмы. Профессор убежден, что наказание «помешавшим богослужению» в светском государстве не должно превышать этой нормы.

«Если следовать норме российской Конституции, то наиболее близкое отношение к вменяемому госпожам Толоконниковой и Алёхиной преступлению имеет ст. 75-1 Уголовного уложения от 22 марта 1903 года Российской империи. Первый раздел этой статьи звучит так: "Виновный в крике, шуме или ином бесчинстве, препятствующем отправлению общественного христианского богослужения или учиненном в церкви, часовне или христианском молитвенном доме, наказывается арестом не свыше трех месяцев"». В разделе четвертом той же статьи говорится, что если бесчинство "учинено толпой", то виновный наказывается "заключением в тюрьме на срок не ниже шести месяцев". Суд должен решить, могут ли пять молодых женщин считаться толпой, и, конечно, учесть, что их действия не привели к перерыву в богослужении (приостановка богослужения — отягчающее обстоятельство), так как в то время в соборе богослужение не совершалось», - считает А. Зубов.


21 марта 2012 года было опубликовано открытое обращение Молодежного братства Святого Белогорья к участницам группы «Pussy Riot». Его авторы призывают девушек во время Великого поста покаяться в содеянном.

«Многие из нас являются вашими ровесниками и у каждого из нас есть свои ошибки, которые мы не стыдимся признавать перед своей совестью и Богом и исправлять их. В нашем возрасте жизнь только начинается и то, какая она будет дальше, зависит, прежде всего, от нас.

Верующие люди скорбят о каждом согрешающем человеке, потому что грех приносит вред, прежде всего, самому грешнику. И мы надеемся, что вы найдете в себе силы попросить прощения у Святейшего Патриарха Кирилла и у верующих православных христиан за ваши слова и действия», - говорится в обращении.

28 марта 2012 года Владимир Колокольцев, начальник МВД России по Москве, оценил панк-акцию в ХХС.  

«Лично я акцию в храме Христа Спасителя как человек православный расцениваю как плевок лично мне в душу, - сказал он. - Цинизм этой акции, ее противопоставление всему обществу - это привело к соответствующей реакции правоохранительных органов».
По его мнению, к находящимся под арестом участницам группы «какого-либо предвзятого отношения нет»


В начале апреля еще несколько государственных и общественных деятелей высказались по поводу «Pussy Riot».

5 апреля, выступая в Петербурге на Сенатских чтениях в Конституционном суде, министр юстиции РФ Александр Коновалов заявил, что ему «как практикующему христианину» была неприятна акция группы, но он не считает, что девушки заслуживают столь сурового наказания. «Просто наказания заслуживают, судимости, наверное, да. Но вряд ли реального лишения свободы. Это должны решать судьи», - сказал министр.

Днем ранее представитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой в своем блоге на «Эхе Москвы» выразил опасение, что преследование «Pussy Riot» может повлечь за собой преследование неверующих. «А есть ли место атеизму в нашем современном обществе? И не станут ли людей религиозно неверующих рассматривать как не способных преподавать в школах или находиться на государственной службе?» - задается вопросами М.Швыдкой. По его мнению, участницы группы «уже получили свое. И дальнейшее судебное преследование вряд ли разумно и полезно для общества».

11 апреля 2012 года, отвечая на вопросы журналистов об оценке ареста членов группы «Pussy Riot», омбудсмен Владимир Лукин подчеркнул, что «не в его силах отменить принятое решение» о содержании под стражей, хотя он и выступил против досудебного ареста. По его мнению, «разумным решением» суда и «адекватным наказанием» будет вынесение арестованным штрафа.

3 мая 2012 года Людмила Швецова, вице-спикер Госдумы, сказала журналистам: «Чем дольше мы раздуваем пожар вокруг этого события [панк-акции группы «Pussy Riot»], тем сильнее мы обостряем конфликтность в обществе».

В середине мая 2012 года была опубликована беседа журналистов немецкой телекомпании MDR c прот. Димитрием Смирновым, посвященная панк-акции «Pussy Riot». 

Священник убежден, что февральская акция в московском храме – это «был некий сигнал к началу атаки на Церковь, и после этого она и началась (уже в том месяце один храм исписали, другой храм подожгли), а так как очень серьезные люди заинтересованы в атаке на Церковь, то подключили СМИ, началась атака на патриарха». По его мнению, ролик, который «демонтрировался по всем каналам десятки раз, был специально создан, чтобы просигналить всем людям заинтересованным, что Церковь можно рвать на части».

Прот. Димитрий Смирнов подчеркнул, что его не интересует вопрос наказания участниц акции, гораздо больше интересует вопрос, «как русский и, наверное, крещеный человек мог дойти до такого осатанения», чтобы совершать «кощунственные действия по отношению к храму». Он предположил, в то же время, что самым верным решением была бы высылка группы «Pussy Riot» из России и лишение ее участниц родительских прав. «Я бы их изгнал из России, - сказал священник журналистам, - уничтожил бы их русские паспорта и сделал бы их персонами нон-грата. И, конечно, отнял бы у них детей в приемные семьи (если такие мамы, кого они воспитают). Я их жалею, но еще больше я жалею детей, которые видят, как можно ругаться над Церковью, которая является основной религией твоей страны».

На вопрос, «оцениваете ли Вы эту акцию как экстремизм», прот. Димитрий ответил: «Разумеется, по определению. Поступок экстремальный. Натуральный экстремизм».

15 июля 2012 года, выступая в эфире радио «Свобода», прот. Вячеслав Винников в ответ на вопрос журналистов сказал, что «считает обвинение в хулиганстве абсурдом».

Он убежден, что если «Церковь не выпустит девушек, люди, которые думали прийти ко Христу, не пойдут в эту Церковь, а люди, которые в Церкви, уйдут из такой Церкви, потому что Церковь, которая сажает, - это не Церковь».

«Девушки молились, - уверен священник. – Каждый обращается [к Богу] так, как умеет. Их молитву услышал весь мир, значит, хорошо помолились. И люди стали молиться о них. Возникло молитвенное общение». «Священники могли бы позвать к себе девушек, - продолжил он, - и сказать: "Вы неправильно молитесь, у нас принято по-другому" и все».

Комментарий: Уголовно поете // Ежедневный журнал. 2012. 23 февраля.

Хмельницкая Е. О важном и второстепенном вокруг акции Pussy Riot // Грани.ру. 2012. 15 марта.

Верховский А. Чуть что, сразу 282… // Ovdinfo. 2012. 18 марта.

Лункин Р. Верующие в расстроенных чувствах: Религиозные организации используют борьбу с арт-провокациями для демонстрации своего влияния на общество // НГ-религия. 2012. 21 марта. ​

Мальцев В. Pussy Riot бьет по больному: Провокации против верующих несут в себе огромный потенциал гражданских конфликтов // НГ-религия. 2012. 21 марта.

Митрохин Н. Раскол по приколу // Грани.ру. 2012. 22 марта. Цитата: "Сторонниками жестких мер в отношении девушек являются в первую очередь церковные начальники, против которых и был направлен "Пусин" протест. Люди, имеющие много власти и мало образования. Патриарх-то, между прочим, средней школы нормальным образом не закончил, а все годы учебы в семинарии и духовной академии пробегал по поручениям. Так же, как и подавляющее большинство его коллег по Священному синоду и четыре пятых епископов РПЦ. То же самое его помощники <...> Некоторые из них, выросшие в интеллигентных семьях, могут произвести внешнее впечатление бойкой речью. Но на мир эти люди смотрят через призму теории заговора".

Макаркин А. Pussy Riot: все очень серьезно // Ежедневный журнал. 2012. 22 марта.

Львовский С. Важный день // InLiberty. 2012. 21 марта.

Ссылки на данную статью [34]