Светлана Рязанова. Конфессиональная ситуация в Пермском крае в 2015 году

Ведущий научный сотрудник отдела по исследованию политических институтов и процессов Пермского научного центра УрО РАН Светлана Рязанова проанализировала для Центра «Сова» религиозную ситуацию в Пермском крае в 2015 году.

 

Пермский край традиционно является поликонфессиональной территорией, что служит предпосылкой как для пестрой религиозной картины региона, так и интенсивной религиозной жизни, связанной как с особенностями существования самих общин, так и со спецификой их взаимодействия друг с другом. Несмотря на это, в 2015 году практически невозможно стало говорить о наличии ярких событий конфессионального характера в Пермском крае. Можно сказать, что религиозная жизнь прошла несколько точек кипения и вошла в фазу стабилизации – как в количественном, так и в качественном отношении.

В Прикамье по-прежнему и формально, и фактически численно доминирующей конфессией является Русская Православная церковь Московского патриархата, имеющая 224 зарегистрированных прихода в крае. Пока еще нельзя считать полностью завершенным процесс формирования органов управления митрополии, начатый в марте 2014 года: до сих пор не назначен на должность епископ Соликамский и Березниковский, поскольку по поводу данной кандидатуры возникли разногласия между высшим клиром митрополии и представителями патриархии в Москве. Более интенсивно протекает взаимодействие Пермской митрополии с краевыми и муниципальными властями. Так, в августе было подписано соглашение между Администрацией губернатора Пермского края и Пермской, Соликамской и Кудымкарской епархиями. Традиционно в качестве актуальных вопросов для взаимодействия были обозначены возврат митрополии ранее принадлежавшего имущества, помощь в ремонте и восстановлении ряда зданий, содействие в культурно-просветительской, образовательной и социальной деятельности. Еще раньше, в апреле,  было подписано соглашение о сотрудничестве между митрополией и Главным Управлением Федеральной службы исполнения наказаний России по Пермскому краю  в области удовлетворения духовных потребностей и обеспечения прав заключенных на свободу совести и вероисповедания, духовное окормление, образование и духовно-нравственное просвещение.

Активное взаимодействие с властями не стало полной гарантией от возможных столкновений в пространстве имущественных отношений. В русле идущих процессов реституции митрополия сделала попытку вернуть себе еще два здания в Перми – домовую церковь бывшей женской Мариинской гимназии, ныне являющуюся читальным залом Пермской сельскохозяйственной академии, одного из зданий Пермской академии искусства и культуры, где до революции находилось духовное училище, и бывшей часовни, теперь принадлежащей Институту экологии и генетики Уральского отделения РАН. По всем искам было отказано на том основании, что указанные здания не являются отдельно стоящими и включены в комплексы построек.

Русскую православную церковь на территории края в целом можно описать как доступную для всех, кто считает себя православным. Только в краевом центре в настоящее время насчитывается более сорока храмов и часовен, две трети которых  были построены уже в постсоветский период, когда город очень сильно разросся. Своеобразный строительный бум в отношении церквей привел к тому, что все отдаленные районы города оказались обеспеченными культовыми зданиями. Не стоит говорить о высокой плотности и шаговой доступности православных культовых зданий в мегаполисе, но жители всех шести районов могут посещать церковь, не покидая своей части города. Храмами оснащены все городские кладбища, сравнительно плотно они расположены в старой части города и городском центре. Менее значительным условием является наличие храмовых сооружений в сравнительно новых, либо подвергшихся масштабной перестройке районах. Отчасти потребность в храмах перекрывается открытием домовых и ведомственных церквей - при учреждениях, больницах и тюрьмах.

Не все храмы являются одинаково популярными, что связано с их расположением, вместительностью, нарядностью интерьера, сочетающейся с представлениями о «намоленности», историей здания, которое потом стало храмом, регулярностью проведения служб, стоимостью проведения необходимых обрядов. Не последнюю роль играет и личность священника – общительного или замкнутого, строгого или открытого для прихожан, вежливого либо способного на грубое обращение. Это влияет на психологическую обстановку в церкви и является поводом для характера рекомендаций знакомым. Немаловажным для молодежи, посещающей храм, становится и наличие регулярной информации в сети. Что позволяет лучше планировать день в условиях ускоряющегося темпа жизни. К сожалению, сайт митрополии нельзя отнести к часто обновляющимся по форме и содержательно. Наличие всей совокупности факторов в сочетании с ритмом жизни большого города делают невозможным формирование устойчивых групп верующих при каждом из приходов. Существует небольшое ядро постоянных прихожан и аморфная масса периодически посещающих церковь. К стимулам для посещения стоит отнести наличие околоцерковных структур (воскресные школы, школы ремесел, клубы славянских единоборств, а также местночтимых святынь).

В благоприятную погоду на службу в храм приходит больше посетителей, чем в дождь и холод, в апреле и октябре, когда нет отпусков и садовых работ, наполняемость церквей также выше, чем в разгар лета. В обычные дни посетителей, особенно на утренних службах, мало, что объясняется режимом работы предприятий и организаций города: даже в больших храмах с трудом набирается чуть больше пары десятков человек. Наиболее добросовестные верующие стараются попасть на раннюю литургию в храме, расположенном рядом с местом работы. Только треть посетителей выстаивает службу от начала до конца, детей стараются приводить ближе к концу (к причастию). Резкий всплеск посещаемости приходится на праздники, но и в этом случае сохраняется «заходной» характер посещений, формальное участие и минимальная степень осознания происходящего в храме большинством прихожан. Православный праздник становится аналогом светских мероприятий такого рода, заменой привычных праздников советской эпохи. Вне зависимости от места расположения храма, его почти не посещают мужчины. Исключение составляют большие праздники - тут доля посетителей мужского пола может вырасти до трети - и всенощная на Пасху. Основные посетители православной Церкви – это женщины разных возрастов. Молодые чаще присутствуют на праздничных и выходных богослужениях, а пожилые дамы составляют непременный костяк участников служб. Подростков в храмах, как правило, нет,  а дети младшего возраста приходят на богослужение с родителями.

Несмотря на невысокую будничную активность прихожан, на территории края продолжается строительство новых церковных зданий: открыт новый храм Покрова Богородицы в спальном микрорайоне Нагорный; продолжается строительство нового здания в Бахаревском Богородицко-Казанском женском монастыре, что является насущной необходимостью в связи с крайне ветхим состоянием действующей на территории монастыря церкви, и микрорайоне Заостровка; идут активные реставрационные работы храма Рождества Богородицы в центре Перми, на освящение которого планируется пригласить патриарха. Та же самая ситуация сложилась и за пределами краевого центра (Краснокамск, Верхние Муллы,  Плишкари, Аряж, Верхнечусовские городки). Стимулирование участия мирян в культовой деятельности осуществляется за счет привоза святынь из других мест. За 2015 г. у православных было две возможности поклониться привезенным реликвиям – в феврале был доставлен ковчег с частицей мощей святителя Спиридона Тримифунтского из Свято-Ильинского монастыря (г. Одесса), а в ноябре была привезена частица мощей святого равноапостольного князя Владимира.

 Представители православного духовенства края отчетливо понимают, что низкая культовая активность прихожан является не проявлением игнорирования религии, а особым, «внехрамовым» характером уральского православия. Поэтому клир в значительной мере повысил свою активность в околоцерковном пространстве, пытаясь охватить все возрастные группы настоящих и потенциальных верующих, принимая участие в функционировании разных сфер общественной жизни - от образования до предпринимательства. Это движение по отношению к пастве характерно для всех уровней епархиального духовенства. Сам митрополит лично возобновил участие в работе краевого Межконфессионального комитета, игнорируемого предыдущим архиереем, а секретарь Пермского епархиального управления от лица руководства митрополии выступил на Всероссийском научно-практическом Форуме «Реализация стратегии государственной национальной политики в Российской Федерации» в декабре. Месяцем раньше представители пермского духовенства приняли участие в мероприятиях, приуроченных ко Дню народного единства.

Для увеличения интенсивности процессов воцерковления в июне отделом по делам молодежи Пермской епархии был организован и проведен миссионерский сплав по одному из притоков реки Вишеры, в ходе которого для желающих проводились все необходимые обряды. Для тех, кто уже считает себя православным, начиная с весны, был предложен достаточно большой выбор по организации досуга - пасхальный бал для православной молодежи одного из благочиний, уже традиционный «Марш колясок», летние православные лагеря, благотворительные концерты для пожилых людей. Некоторые из мероприятий можно считать инновационными для православной церкви по форме проведения. В Международный день матери в Перми состоялся молодежный флешмоб «Сэлфи для мамы», в ходе которого каждый желающий имел возможность записать видео поздравление на фоне баннера «Мама, спасибо за жизнь!». 

Часть мероприятий имела воспитательно-образовательный характер, стимулируя активность православных подростков и юношества. Были предложены как мероприятия обучающего характера (интеллектуальные игры, посвященные Дню единства и согласия, истории российского государства, специфике православных веры и культа, творческие конкурсы), так и спортивные (легкоатлетический кросс для воспитанников воскресных школ Пермской епархии, посвящённый памяти святого великомученика Димитрия Солунского, IV турнир по мини-футболу за кубок святого благоверного князя Александра Невского, турнир по богатырскому спорту среди православных единоборцев «Кубок Пересвета»). Примечательно, что не первый год проводился традиционный летний слет православной молодежи Прикамья, что говорит о консолидации некоторых групп православного сообщества.

Особенно много внимания митрополия уделяет системе образования - конкурс педагогов средних общеобразовательных учреждений «Православный учитель 2015, Рождественские образовательные чтения, XI Феофановские образовательные чтения – все это призвано компенсировать действие закона о светской школе, недостаточную эффективность существующих воскресных заведений и введение в начальной школе курса ОРКСЭ. Проведенные мероприятия, благодаря своей изначальной ориентированности на уже воцерковленных учителей, не приводят к увеличению потока неофитов, оставаясь, по сути, мероприятием для сообщества верующих, околоцерковным. То же самое можно сказать о круглом столе «Традиционные ценности в предпринимательстве: история и современность», организованный группой «Предпринимательство и православие» и ежегодно проходящей выставке «Православная Русь». Можно сказать, что у пермского православия двойной статус -  оно просматривается во всех культурных нишах и, одновременно, не является определяющей культурной силой за пределами храма.

Что касается других христианских конфессий, то их роль в пространстве прикамской культуры представлена гораздо слабее. РПЦЗ и Истинно православная церковь, хотя и представлены зарегистрированными религиозными организациями, почти никак не заявляют о себе, за исключением некоторых случаев, не имеющих прямого отношения к религиозной вере. Так, в Березниковском районе появился иеромонах с двумя приемными детьми, по его словам, рукоположенный в Нижнем Новгороде епископом Истинно-православной церкви, откуда он ушел к диомидовцам. О его появлении узнали благодаря жителям поселка, которые стали жаловаться на странное поведение иерея, обнимавшегося с усыновленными подростками.

Если говорить о старообрядческих общинах разных толков в Пермском крае, то в настоящее время также стоит говорить об отсутствии интенсивного развития, как вглубь, так и вширь. В силу в силу культовой специфики и ограниченности ресурсов старообрядческое сообщество не имеет потенциала миссионерской деятельности и возможности активной трансляции собственных социокультурных ценностей за пределами общины. Поэтому доминирующим видом деятельности продолжает оставаться воспроизводство существующих сообществ, незначительное расширение материальной базы (для представителей Белокриницкого согласия: постройка специального здания - своеобразного приюта для престарелых верующих, соседствующего с епархиальным управлением), обеспечение религиозного образования для новых поколений верующих, формальное участие в межконфессиональных организациях разного уровня – от городского до краевого. То же самое с полным правом можно сказать о католической и лютеранской общинах края, а  также о последователях Армянской апостольской церкви. Не будучи многочисленными, все указанные сообщества основной акцент делают на воспроизводстве минимально необходимого набора обрядов, функционирования воскресных школ и, по возможности, ведения социального служения, посильного для этих небольших численно общин – работа монахинь в больницах и приютах, бесплатные публичные концерты, сбор пожертвований для нуждающихся, библейские курсы для заинтересованных.

Общины перечисленных церквей принимают участие в большинстве мероприятий межконфессионального характера, но не являются значимыми акторами социокультурного пространства. Для католиков серьезным препятствием являются сравнительно небольшое число прихожан и периодически меняющееся пришлое руководство, а для армянской церкви – необходимость одновременно решать проблемы постройки собственного храма и адаптации членов диаспоры в Прикамье.

Другим сегментом конфессиональной картины края, хотя и не столь многочисленным, является протестантское сообщество (72 зарегистрированных общины): общины Лютеранской церкви, адвентистов седьмого Дня, церкви «Новый Завет», «Церковь Иисуса Христа» (г. Чайковский), «Свет Истины», «Виноградник», «Церковь Надежды», «Новое поколение», «Церковь Иисуса Христа святых последних дней» и др. Частично элементы протестантского сообщества формируются за счет исторически сложившихся религиозных групп («традиционные» пятидесятники, принципиально не проходящие регистрацию; баптисты), дополняясь и новыми для Прикамья течениями, которые оказываются более настойчивыми и экспансивными по отношению к сложившемуся культурному пространству (группы «Новый Завет», «Свет истины», «Новое поколение» и др.). Демократизм и выборность в управлении церквами сочетается с наличием строгой иерархии и подчинением авторитету руководителя общины. В рамках мировоззрения местных протестантов не существует претензии на исключительность учения и культовой практики одной или нескольких организаций. Исключение составляют те случаи, когда поведение членов той или иной общины имеет ярко выраженный асоциальный характер, либо само литургическое действо становится слишком специфическим (ярко выраженные отклонения в психике у последователей, нестандартные формы проведения самой литургии). В этом случае группа «выпадает» из сферы взаимодействия протестантских общин, существуя как маргинальное явление – подобно последователям TCCI (Transformation Center Church International), появившимся в крае в 2012 г. как Церковь Евангельских Христиан «Адонай» в г. Лысьва. Примечательно, что церковь планировала зарегистрировать сразу три организации в краевом центре, но, по неизвестным причинам, не обратилась с документами в министерство юстиции края.

У местных протестантов существует несколько своеобразных «визитных карточек», наиболее ярко очерченных у представителей так называемых харизматических церквей. Прежде всего, это высокая активность – как  в церковной, так и в околоцерковной жизни. Большинство церквей имеют ежедневные служения, на которые собирается от 25 до 150-200 человек. К этому добавляется постоянное функционирование домовых групп по изучению Библии, дискотеки, экскурсии, тур- и культпоходы, массовые группы (до 1500 членов) в социальных сетях, центры помощи людям с наркотической зависимостью. В такие сообщества чаще вступают люди, для которых характерна потребность в высокой интенсивности религиозной жизни. В ряде случаев к протестантизму приходят после достаточно долгого пути духовного поиска (затрагивающего и нехристианские религии). Обращение к религиозным организациям с абсолютно разными источниками происхождения указывает на тот факт, что окончательное решение принимается в результате сознательного выбора, что, в принципе, несколько снижает возможности для дальнейшего религиозного транзита (перехода в другие общины) по причинам вероучительного характера.

Члены групп, как правило, позитивно относятся к получению высшего образования, имеют дружественные связи с единомышленниками из других городов Российской Федерации и зарубежья. Вместе с тем, интенсивность религиозной жизни этих общин не стала основанием для их значимого количественного роста, не говоря уже о численном доминировании на территории края. Динамика роста харизматических церквей может быть охарактеризована как застывшая, с незначительным по объему межгрупповым транзитом. Только одна из групп – «Свет истины» разделилась потому, что в полном составе было затруднительно собираться на службы в одном помещении, и организовала дочерние Церкви с полностью отличающимися названиями (например, «Дом Отца»).

Как правило, функционирование общины осуществляется на основе так называемого мужского руководства, неоспариваемого женской частью общины. Мужской стиль руководства гармонично сочетается с тем, что до трех четвертей протестантских общин приходится на женщин, в значительной мере составляющих активистское ядро организаций. Мы не можем говорить о том, что основную часть паствы составляют беднейшие социальные группы: социально-экономический состав общин является довольно разнообразным, впрочем, с некоторым перевесом в сторону небогатых слоев населения.

Две группы в последние годы столкнулись со сменой весьма влиятельных руководителей общин. Это адвентисты седьмого дня и баптисты. Адвентисты в лице нового пастора обрели менее харизматичного и социально активного лидера, зато более активного хозяйственника. Он гораздо больше, чем его предшественник, занимается выстраиванием внутренней структуры общины (сбор членских взносов, работа с пресвитерами), активно работая именно как духовный лидер для всего сообщества адвентистов. Руководитель баптистской общины пока осваивается на новой должности (раньше он был лидером небольшой церкви в Закамске). До его прихода межвременье заполнял исполняющий обязанности епископа глава баптистов из г. Чусовой, не имеющий честолюбивых устремлений и старающийся побыстрее сделать новичка епископом ЕХБ по Пермскому краю.

По-прежнему функционирует Совет пасторов евангельских церквей, ориентированный на проведение совместных молений, осуществление совместной же социальной и культурно-просветительской деятельности (благотворительность, социальная работа с наркозависимыми, организация научно-практических мероприятий), все меньше проявляя себя в публичной жизни. В данный момент сложно сказать. Что является причиной снижения активности: отъезд ряда ярких протестантских лидеров, сложная экономическая ситуация или скрытые разногласия между членами совета. Поэтому эффективное взаимодействие большей частью осуществляется на уровне членов одной деноминации. Взаимоотношения с другими конфессиями носят официальный характер, но почти всегда строятся на основаниях толерантности.

Существует некоторая напряженность по отношению к православной Церкви, вызванная предпочтительным к ней отношением со стороны руководства мест заключения, военкоматов, некоторых учителей, а также претензией православного духовенства на цензуру духовной жизни. Протестанты открыто оценивают это как дискриминацию в религиозной сфере, поскольку располагают сведениями, что в разнообразные правозащитные центры чаще всего обращаются именно протестанты и почти никогда - православные. Если охарактеризовать  протестантское сообщество края в целом, то приходится признать, что оно не являются полностью инкорпорированным в местное социальное пространство, что проявляется в их собственном самоощущении, ограничении возможностей социальных стратегий, недоверчивом отношении со стороны части граждан. Это резонирует с неудачами некоторых групп в получении земельных участков на территории краевого центра, что, впрочем, стало проблемой не только для церквей харизматов. Несмотря на то, что запрашивалась земля под строительство объектов религиозного назначения, краевой арбитражный суд отказал в иске церкви «Новое поколение, что не повысило статус церкви в глазах общественности. К этому же ряду ситуаций можно отнести небольшой скандал, связанный с одновременным отказом пациентов сразу нескольких больниц переливать кровь на основании принадлежности к группе «Свидетели Иеговы». Сам по себе факт не стал новым обстоятельством для региона, но в очередной раз сработал на ухудшение общественного мнения по отношению к данной группе.

Вторым по численности (105 зарегистрированных организаций, объединяющих верующих, исповедующих ислам ханифитского толка) является мусульманское сообщество края, для которого характерна ситуация раскола, сохраняющаяся более десяти лет и только в последние годы не создающая сильной напряженности в отношениях между верующими. С одной стороны, большое число межэтнических браков является основой лояльных отношений мусульман по отношению к другим религиям. Потенциально изменения в отношениях мусульман к представителям других религий в крае могли бы вносить неофиты - неэтнические мусульмане и приезжающие из других регионов РФ и из-за рубежа иммигранты, вносящие в местную культуру свою трактовку исламских обычаев и традиций. Однако их отдельные попытки внести изменения в религиозную практику пока оказываются неудачными. Прежде всего, это связано с пренебрежительным отношением к приезжим как чужакам, изначально не имеющим права на проживание здесь и другие виды деятельности. В этом случае аргументы финансового характера отходят на задний план, и более значимыми кажутся сохранение традиций предков и установившегося веками порядка. В этих действиях местные мусульмане готовы консолидироваться  с представителями других религий, лишь бы существовала общность интересов (например, с уральскими казаками). Как видим, на уровне Пермского края уровень конфессиональной солидарности оказывается гораздо более низким по отношению к солидарности территориального характера, связанной с общностью родственных отношений, совместного проживания и общего исторического прошлого.

Организационный раскол внутри уммы Пермского края связан с наличием конкурирующих структур внутри общероссийской общины мусульман – ЦДУМ (Центральное духовное управление мусульман), ДУМ РФ (Духовное управление мусульман Европейской части России), ДУМАЧР (Духовное управление мусульман Азиатской части России), Координационный Центр мусульман Северного Кавказа, а в течение некоторого периода времени – и РАИС (Российская ассоциация исламского согласия), прекратившей свое существование на территории края. Примечательно, что эти разногласия зримы только на территории Перми. Большинство имамов из районных центров и небольших сел озабочены хозяйственными вопросами, связанными с налогообложением, постройкой культовых зданий, сбором пожертвований и т. п. Сами общины достаточно замкнуты, межобщинные связи налажены слабо, в основном за счет спонсорских связей. Наличие в большей мере формальных связей характерно как для махалля, которые подчиняются Уфе, так и для тех немногочисленных общин (достоверная статистика отсутствует), которые связаны с московскими структурами, либо тяготеют к подчинению другим регионам (например, к Башкирии). Самые активные контакты связаны с проведением культурных мероприятий. Так, почти всех мусульманские общины отправляют регулярно команды для участия в конкурсах чтецов Корана.

Основными источниками разногласий, как правило, являются причины имущественного, организационного и юридического характера. В большей мере это касается районных центров и крупных населенных пунктов, где имеется достаточное количество  мусульман с активной религиозной и социальной позицией, из-за несовпадения которых возникают разногласия, приводящие к распаду общины. Хочется обратить внимание на тот факт, что в очень редких случаях конфликты между общинами и внутри общин связаны с четким представлением о причинах разногласий в вышестоящих организациях и своей устойчивой позицией в этом вопросе. Для большинства представителей даже религиозной элиты края характерен невысокий уровень осведомленности о структуре мусульманских организаций в стране и существующих между ними противоречиях. Несмотря на сравнительно небольшое расстояние до Казани и Уфы, совершенно нет никакого желания укреплять с ними отношения. Единственным стимулом для обращения к казанским мусульманам личностный фактор. Возникающая на таких принципах система взаимосвязей обычно является очень устойчивой, закрытой для пришлых, ориентированной на воспроизведение устоявшихся традиций.

Очевидно, что раскол в среде пермских мусульман имеет причины местного генезиса, тесно связанные с историей и политикой руководства локального сообщества. На наш взгляд, отправной точкой для конфликта стало наложение на всероссийские тенденции раскола личных амбиций местных мусульманских лидеров и долговременное нежелание участников этого процесса найти основания для компромисса. Расхождение в представлениях разных групп верующих о порядке управления умой и основных принципах ее функционирования стало началом длительного противостояния внутри пермского мусульманского сообщества, усугубленного наличием только одного здания мечети. Основным толчком для снятия остроты конфликта стало вытеснение одного из основных участников конфликта – бывшего муфтия М. Хузина – из организационных верхов уммы края 23 сентября 2013 г. на съезде мусульман региона. Тогда же было принято решение вернуться в состав Центрального духовного управления мусульман России. После ухода неприятной многим фигуры стало возможным говорить о нормализации отношений внутри уммы и снятия остроты противоречий между общинами, подчиненными разным вышестоящим организациям. Результатом стало существование на территории Прикамья двух равнозначных по влиянию объединений с подчиненностью Москве и Уфе и делающих ставку на разные группы верующих. Появление нескольких новых мечетей и молельных домов и планирование постройки еще одной мечети в сравнительной близости от центра города во многом сняло напряженность, связанную с нехваткой культовых помещений. Оговоримся, что для мигрантов – представителей шиитского направления, эта проблема по-прежнему является актуальной: из-за отличий в проведении намаза они были вынуждены искать себе отдельное помещение, не устраивающее их по качеству.

Очень активной в социальном плане является – и раньше такой была - община Соборной мечети, аффилированная к ДУМ РФ. Ее представители, ранее конфликтовавшие с ЦДУМ и игнорирующие распоряжения Т. Таджуддина, сформировали дружеские отношения с последним в результате изгнания М. Хузина из структуры ДУМ ПК. Мусульмане Соборной мечети ориентированы на привлечение в сообщество мигрантов, что соответствует политике ДУМЕР в целом. Община, подчиняющаяся ЦДУМ, в настоящее время имеет две мечети в левобережном районе Перми и в большей степени ориентирована на местное татаро-башкирское сообщество. Этот факт определяет их более тесное сотрудничество с государственными структурами. Именно РДУМ мусульман Пермского края в составе ЦДУМ России в октябре подписала соглашение о сотрудничестве с Пермским институтом ФСИН. В настоящее время между обеими организациями сохраняются уважительные отношения, что делает возможным сотрудничество в организации точек продажи халяльной продукции, проведении совместных культурных и научных мероприятий (форум «Мусульманский мир»). Вместе с тем, сохраняется и элемент соперничества: в настоящее время в Перми существует два колледжа – по одному от каждой организации, работающие без лицензии и с неполным штатом преподавателей. У представителей ЦДУМ основной состав слушателей составляют престарелые мусульманки, имеющие достаточно времени для приобретения духовного образования, а в учебном заведении ДУМЕР доминируют неофиты, полные желания как можно быстрее приобщиться к истинной религии и претендующие на то, чтобы после обучения стать преподавателями в этом же колледже. В любом случае, два однотипных заведения выглядят как конкурирующие и этим провоцируют дефицит слушателей и преподавателей.

Существующие пока пробелы в системе образования представители мусульман края (а именно – РДУМ) заполняют проведением выездных семинаров по тем регионам края, где компактно проживает мусульманское население. Стоит обратить внимание на выбранные темы:  «Ислам –  как  Религия, Мировоззрение, Цивилизация.  Этнорелигиозный экстремизм как социальное явление на социокультурном пространстве общества» и «Ислам традиционный и вымышленный. Особенности религиозных отношений в Пермском крае». Они указывают как на актуальность затронутых проблем, их популярность среди слушателей, так и на позицию руководства общины, отстаивающей ценности и уклад привычного уральского ислама -  в противовес иностранным веяниям (от идеологии фундаментализма до зарубежной моды для мусульманок). Противостояние представителей традиционного ислама и верующих, получающих информацию по каналам социальных сетей, отражается даже на уровне местного интернет-сообщества, в рамках которого встречаются индивиды, относящие себя к мусульманам, но отрицающие традиционные авторитеты и апеллирующие только к Корану и Сунне, считающее все остальное бида – ошибочными нововведениями.

Отдельной проблемой продолжает оставаться интеграция мусульман-мигрантов. Приезжие могут выступать в качестве инициаторов организации религиозной практики – не только для вновь приехавших, но и для местных мусульман. В качестве такого примера можно привести организацию проведения намаза в микрорайоне Заостровка. Если говорить об уровне знакомства приезжих мусульман с основами религиозной веры, то, по мнению местных священнослужителей, они разбираются в ней ничуть не лучше мусульман Пермского края. Вместе с тем, при случае мусульмане-иностранцы охотно участвуют в пятничном намазе. Присутствие иммигрантов на пятничных намаза в некоторых случаях вынуждает священнослужителей менять параметры проповеди. Чаще всего она начинает читаться на русском языке, поскольку не все приезжие владеют татарским или башкирским. Главы религиозных общин отмечают единичные попытки приезжих при проведении молитвы использовать те приемы, которые характерны для мазхабов, не распространенных на территории Пермского края. В таких случаях священнослужители готовы принимать меры ограничительного характера, в виде бесед и замечаний, с упором на то, что стоит следовать тем традициям, которые сложились в Прикамье. Приезжие не столько часто пытаются посещать мечеть, сколько активно участвуют в наиболее крупных праздниках и весомо помогают финансово. Конфессиональная жизнь мигрантов ориентирована не на организацию постоянно действующих религиозных общин и активную конфессиональную деятельность, а, прежде всего, на поддержание исламских традиций, исполнение религиозных предписаний. Такие целевые установки и определенная автономность конфессиональной жизни, смена религиозных лидеров почти исключает возможность конфликтов как внутри общины, так и за ее пределами.

Очень любопытная ситуация возникает в связи с ролью суфийских тарикатов в жизни пермской уммы. Открыто руководство общины мечети утверждает, что про тарикаты ничего не слышно. О наличии влияния суфийской традиции свидетельствует тот факт, что одним из религиозных авторитетов для таджиков и узбеков является Хабибулла Шарипов – мюрид накшбандийского тариката, которого  считают святым шейхом и очень высоким авторитетом в религиозных вопросах. Среди сторонников накшбандийя есть также и турки, но их совсем немного, а также отдельная таджикская группа. По слухам, в крае действуют и представители шазалийя и кадирийя. Имеются и сторонники исмаилитского направления, предпочитающие держать свои религиозные взгляды в тайне, боясь религиозной конкуренции.

Иудаизм Прикамья также включает в себя разные направления, сосуществующие без видимого конфликта – ортодоксальное, прогрессивистское и хасиды. Вместе  с тем, нельзя говорить об их взаимной поддержке.

Так, местная иудейская религиозная организация хасидов «Хабад ЛЮбавич» (МИРО), зарегистрированная как «Еврейская община города Перми», что вызывает раздражение членов ортодоксальной организации, на протяжении нескольких лет занималась поиском площадки под синагогу, одновременно игравшую бы роль культурно-образовательного центра. Однако инициатива религиозной организации вызвала широкий общественный резонанс. На публичных слушаниях против предоставления условно разрешенного вида использования участка под синагогу выступили некоторые общественные активисты, представители общества охраны памятников и казачества. В результате МИРО было отказано в выделении земли. Повторное обращение «Еврейской общины Перми» в прошлом году за предоставлением участка также не увенчалось успехом. В октябре 2015 г. после обращения к администрации города было получено разрешение на получение «Еврейской общиной г. Перми» участка в безвозмездное пользование, что вызвало возмущение националистически настроенных граждан. Несмотря на то, что вопрос не имел отношения к деятельности краевых властей, в его решение вмешался губернатор, что стало поводом для выдвижения еще одного обвинения действующему руководству края.

Ориенталистские организации являются разрозненными и пассивными в общественной жизни, за небольшим исключением, что определяется природой их учений. Среди них очень мало зарегистрированных – буддизм Алмазного пути, ИСККОН и бахаи. Самым многочисленным является объединение вайшнавов, собирающее на свои встречи по несколько десятков человек и осуществляющее выходы в  город для прославления Кришны. Именно они, а также последователи практики кундалини, собираются в части существующих в городе центров изучения йоги. Несколько активизировались и представители буддизма карма-кагью, открывшие свои собрания для всех желающих, но в своей деятельности не выходящие за пределы помещения для практик.

Почти незаметной для города является и деятельности традиционно активных сайентологов, существующих на базе центра «Дианетика»: минимизировалась их просветительская деятельность. Изначально члены группы планировали проведение серии учебных семинаров, которая не имела успеха.

В целом, в конфессиональном плане Прикамье выступает как внешне стабильный регион, чьи противоречия сохраняются в латентном виде, выходя на поверхность в условиях наличия внешних раздражителей. Снижение объемов религиозной конверсии и стагнация роста религиозных групп являются индикаторами усиления в обществе позиции религиозного абсентеизма, вызванного как появлением других приоритетных для решения социальных задач, так и общим спадом настроений духовного поиска в обществе.
Ссылки на данную статью [1]