Неправомерный антиэкстремизм в октябре 2015 года

Мы публикуем обзор основных и наиболее показательных событий в сфере неправомерного применения антиэкстремистского законодательства в России в октябре 2015 года.

Нормотворчество

Во второй половине месяца Госдума приняла в первом чтении внесенный президентом законопроект о запрете на признание экстремистскими священных текстов мировых религий. Содержание законопроекта сводится всего к одной фразе:"Библия, Коран, Танах и Ганджур, их содержание и цитаты из них не могут быть признаны экстремистскими материалами". Мы считаем, что данный законопроект не способен решить проблемы, сложившиеся вокруг практики запрета в России религиозных текстов. Собственно, он лишь закрепляет статус-кво. В России и сейчас не запрещают эти четыре книги (две попытки запрета Корана кончились громким скандалом). Однако все прочие религиозные тексты, включая древние и авторитетные, в России никак не защищены от запретов за экстремизм просто потому, что не обладают всенародной известностью, и их действительно запрещают – сотнями. Пока в законе об экстремизме существует абсурдная формулировка, позволяющая подводить "пропаганду превосходства собственной религии" – т.е. фактически любую проповедь – под определение экстремистской деятельности, абсурдные запреты будут практиковаться. И верующих будут продолжать преследовать за распространение неправомерно запрещенной литературы. Отметим также, что президентский законопроект никак не проясняет вопрос с переводами и различными вариантами Библии, Корана, Танаха и Ганджура, неясным остается вопрос, в каком виде они подлежат запрету, а в каком нет. Непонятно и то, как суды должны поступать с опасными текстами, содержащими цитаты из писаний. Представители различных религиозных организаций готовят поправки к закону с целью расширить список духовной литературы, не подлежащий запрету, однако, с нашей точки зрения, такое расширение не улучшит законопроект в целом.

В конце октября на Едином портале для размещения проектов нормативных актов был опубликован для общественного обсуждения разработанный Минкомсвязи законопроект, согласно которому предлагается ввести в КоАП статью 13.32 "Неисполнение оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», обязанности по ограничению доступа к сайту в сети «Интернет», сетевой адрес которого внесен в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено". Ч. 1 этой статьи предусматривает штраф для операторов в случае, если они не блокируют внесенный в Единый реестр сайт (согласно правилам это должно делаться в течение суток), по ч. 2 новой статьи предлагается штрафовать провайдеров и (или) операторов связи за невозобновление доступа к сайту в течение суток после получения уведомления Роскомнадзора об исключении чего-то из Единого реестра. Принятие подобного законопроекта логично встраивается в предыдущие меры властей по противодействию распространению запрещенных материалов в сети: если есть распоряжение блокировать такие материалы, значит, должно быть предусмотрено наказание за неисполнение этого требования. Напомним, что однако некоторые механизмы пополнения Единого реестра вызывают существенные нарекания. Кроме того, хотелось бы отметить, что сутки — такой срок, в который смогут уложиться только крупные провайдеры и операторы, более мелкие просто не имеют возможности так часто отслеживать изменения в Едином реестре и принимать необходимые меры.

Уголовное преследование

В середине октября в Железнодорожном районном суд Екатеринбурга началось рассмотрение дела домохозяйки Екатерины Вологжениновой, которую обвиняют по ч. 1 ст. 282 УК в возбуждении ненависти и вражды к представителям власти и "добровольцам из России, воюющим на стороне ополченцев с востока Украины". Поводом для преследования послужили несколько репостов в соцсети "ВКонтакте". Нарекания правоохранительных органов вызвала публикация стихотворения Анатолия Марушкевича "Кацапы", картинки в стилистике плакатов времен Второй мировой войны с надписью "Останови заразу" и "Смерть московским оккупантам", а также еще три материала, представляющие собой тексты разной степени радикальности. Стихотворение "Кацапы", основная мысль которого сводится к тому, что русские Украины будут защищать ее от России, содержит обвинения российских властей в нападении на Украину, но агрессивных призывов в нем нет. Что касается плаката, он, очевидно, призывает граждан Украины защищать страну от оккупации. Данное дело вписывается в череду других подобных преследований последнего времени и во многом аналогично делу Александра Бывшева, осужденного за публикацию стихотворения сходного содержания. Враждебные чувства авторов постов и, вероятно, републикатора, обусловлены родом деятельности определенной группы граждан, а не ее этнической, религиозной, половой или социальной принадлежностью, поэтому квалифицировать эти публикации по ст. 282 УК нельзя. Кроме того, напомним, что мы полагаем, что острейший украинский кризис провоцирует многих на крайние высказывания, не характерные для них в другое время, и мы полагаем, что в этой ситуации не следует прибегать к уголовному преследованию даже за самые резкие высказывания, если в них не присутствует состав преступления в самой ясной и недвусмысленной форме. Это соображение стоит принимать во внимание, прежде всего, когда речь идет о призывах, адресованных гражданам или властям другой страны.

В середине октября в Ставрополе было закончено следствие по делу по ч. 1 ст. 148 УК (оскорбление чувств верующих) против местного жителя Виктора Краснова. Поводом для возбуждения дела стали несколько реплик в сообществе "Подслушано в Ставрополе" соцсети "ВКонтакте" осенью 2014 года. Краснов, убежденный атеист, грубовато выразил свое негативное отношение к цитатам из Библии, подшутил над собеседником и вообще заявил, что "Боха нет!", а затем в той же манере выразил свое мнение о Хэллоуине. После этого его два его собеседника подали заявления в полицию. По результатам экспертизы СКР по Промышленному району Ставрополя возбудил дело по ч. 1 ст. 148 УК, поскольку счел, что Краснов опубликовал комментарии, "носящие оскорбительный характер в отношении одной из религий и направленные на оскорбление религиозных чувств верующих". Мы считаем это преследование неправомерным, поскольку не находим в его действиях состава ст. 148 УК. Кроме того, эксперты не имели права выносить суждения о том, были ли высказывания Краснова оскорбительны и направлены на оскорбление чувств верующих, поскольку данный вопрос входит в компетенцию суда. Мы расцениваем уголовное преследование Краснова как нарушение права на свободу совести.

В конце октября в Москве было возбуждено уголовное дело по п. "б" ч. 2 ст. 282 УК (возбуждение национальной ненависти либо вражды с использованием служебного положения) в отношении директора Библиотеки украинской литературы Натальи Шариной. Поводом для преследования послужило то, что в результате обыска, проведенного по заявлению местного муниципального депутата-украинофоба, в библиотеке обнаружилась запрещенная книга украинского националиста Дмитро Корчинского (пункт 2089: Корчинський Дмитро. Вiйна у натовпi. Киiв: "Амадей", 1999 г. Решение вынесено Мещанским районным судом г. Москвы 14.03.2013). Сама Шарина была задержана, обыск прошел и у нее дома, а также у заместителя председателя общественной организации "Украинцы Москвы" Валерия Семененко. Позднее Шарина была помещена под домашний арест, Семененко проходит по делу как свидетель. Преследование Шариной, с нашей точки зрения, неправомерно сразу по нескольким причинам. Напомним, что закон о противодействии экстремизму входит в противоречие с законом о библиотечном деле, поскольку в соответствии с последним библиотеки обязаны хранить в фонде все поступающие материалы. Необходимость устранить это противоречие назрела давно, однако, вместо того, чтобы принять соответствующие законодательные меры, власти наказывают библиотекарей за распространение запрещенной литературы или ее хранение с целью распространения по ст. 20.29 КоАП, если они не сверяют названия книг из фондов и новых поступлений с постоянно обновляющимся Федеральным списком экстремистских материалов и не изымают запрещенные. В данном же случае возбуждено даже не административное, а уголовное дело. Уголовное преследование по ст. 282 УК ведется тогда, когда речь идет о пропагандистском акте — умышленном распространении материалов, пусть и не запрещенных судом, но опасного содержания. Однако библиотекари не занимаются пропагандой, они хранят и выдают книги, и, естественно, никакой закон не предписывает им знакомиться с содержанием литературы. Напомним, это не первая попытка российских властей привлечь к ответственности директора библиотеки украинской литературы. В 2011 году в отношении Натальи Шариной также было возбуждено дело по ст. 282 УК, но вскоре было прекращено за отсутствием состава преступления.

В связи с событиями в Сирии на территории России активизировались действия правоохранительных органов в отношении сторонников радикальной религиозно-политической партии "Хизб ут-Тахрир", которая без должных оснований была запрещена как террористическая, а сейчас едва ли не приравнена к ИГИЛ. Идеология партии содержит некоторые признаки возбуждения ненависти, однако сторонники "Хизб ут-Тахрир" в России до сих пор не были уличены ни в террористической, ни в какой-либо еще реальной заговорщической деятельности. При этом на основании партийной литературы и проведения бесед их обвиняют в подготовке насильственного захвата власти и продолжении деятельности террористической организации и приговаривают к неоправданно большим срокам. Такую практику мы считаем неправомерной. В октябре мы получили сведения о следующих событиях.

В начале месяца в Челябинске по подозрению в сотрудничестве с "Хизб ут-Тахрир" были задержаны три человека. В отношении каждого возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 205.5 УК (участие в деятельности организации, признанной террористической). Все трое решением суда арестованы пока на два месяца.

В середине октября Верховный суд отклонил апелляцию на приговор Северо-Кавказского окружного суда, вынесенный в июле жителю Дагестана Шамилю Омарову приговоренному по ч. 1 ст. 30 ст. 278 (приготовление к насильственному захвату власти или насильственному удержанию власти), ч. 2 ст. 282 (участие в деятельности экстремистской организации) и ч. 2 ст. 205.5 УК к пяти годам колонии строгого режима и штрафу в 40 тысяч рублей.

Во второй половине месяца в Москве в рамках расследования уголовного дела по ст. 205.5 УК были задержаны двадцать мусульман, граждан Таджикистана (а позднее еще один человек), подозреваемых в причастности к деятельности "Хизб ут-Тахрир". Позднее суд санкционировал их арест.

Административное преследование

В октябре нам стало известно, что по ст. 20.29 КоАП за распространение неправомерно запрещенных материалов или хранение таковых с целью распространения было привлечено три физических лица, кроме того, одно юридическое лицо получило предостережение. В Самаре суд оштрафовал на 1500 рублей президента благотворительного фонда из-за того, что на полке в центре социальной адаптации, принадлежащем фонду, в ходе прокурорской проверки была обнаружена брошюра Свидетелей Иеговы "Поклоняйтесь единственному истинному Богу". Община Свидетелей Иеговы из Чапаевска Самарской области получила предупреждение о недопустимости экстремистской деятельности за распространение запрещенной литературы. На 1500 рублей был оштрафован последователь Свидетелей Иеговы из Архангельска.

В Астрахани суд приговорил к штрафу в тысячу рублей руководителя движения "Русские Астрахани" Игоря Стенина за размещение в 2012 году в социальной сети "ВКонтакте" видео-ролика "Оранжевое солнце 14/88". При этом в Федеральный список экстремистских материалов входит видео с несколько иным названием и запрещено оно было лишь в 2013 году.

В октябре мы узнали о двух случаях привлечения к ответственности по ст. 20.3 КоАП за демонстрирование экстремистской символики, не направленное на пропаганду экстремизма. Активистка КПРФ из Саратова Лада Грачева была оштрафована на тысячу рублей за то, что сделала в соцсети "ВКонтакте" публикацию, в которой была обнаружена символика, сходная с символикой организации "Правый сектор", запрещенной в России. Публикация не преследовала цели пропаганды запрещенной организации: проводилось сравнение деятельности "Правого сектора" и партии "Единая Россия". К 15 суткам административного ареста была приговорена краснодарская активистка Дарья Полюдова, против нее было составлено сразу три протокола по этой статье. Поводом, как водится, послужило размещение в соцсети "Вконтакте" материалов, направленных против властей, в которых в качестве полемического средства используется нацистская символика. Полюдова принципиально не отказывается от этого сатирического инструмента, несмотря на то, что ранее она уже неоднократно привлекалась к административной ответственности по ст. 20.3 КоАП.

В октябре впервые был вынесен приговор по новой ч. 6 ст. 13.15 КоАП (производство либо выпуск продукции средства массовой информации, содержащей публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, материалы, публично оправдывающие терроризм, или другие материалы, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности). Мировой суд Сыктывкара в середине месяца признал издателя интернет-журнала "7х7" Леонида Зильберга виновным по этой части статьи и оштрафовал его на 15 тысяч рублей. Поводом послужила иллюстрация к материалу об отмене оправдательного приговора националисту Алексею (Коловрату) Кожемякину, осквернившему Еврейский культурный центр в Сыктывкаре - фотография сделанной Кожемякиным на стене оскорбительной надписи (включенной в Федеральный список экстремистских материалов), сопровождавшейся свастикой. На наш взгляд, решение суда неправомерно. Публикуя иллюстрацию к новости, редакция никоим образом не солидаризировалась с Кожемякиным, не пропагандировала его взгляды, а напротив, их осуждала, и тем более не призывала ни к какой экстремистской деятельности.

Информационное агентство Znak отделалось лишь предупреждением Роскомнадзора. Поводом для него стал материал на сайте агентства под названием "В сирийском Алеппо после бомбардировки демонстранты растоптали российский триколор", проиллюстрированный изображением группы людей, оскверняющих государственный флаг РФ. По мнению ведомства, публикацию этой иллюстрации можно рассматривать как распространение информации о деянии, за которое предусмотрена уголовная или административная ответственность, то есть как нарушение ч. 6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ "Об информации". В данном случае имеется в виду ст. 329 УК (надругательство над государственным гербом Российской Федерации или государственным флагом Российской Федерации). Редакция Znak заявила, что не согласна с объявленным предупреждением и намерена обжаловать его в суде. Мы также полагаем, что санкция Роскомнадзора неправомерна.

Напомним, в постановлении Верховного суда "О практике применения судами закона РФ “О средствах массовой информации”" от 15 июня 2010 года указано, что "суду следует учитывать не только использованные в статье, теле- или радиопрограмме слова и выражения (формулировки), но и контекст, в котором они были сделаны".

Запрет организаций за экстремизм

В конце октября Московский городской суд удовлетворил иск прокуратуры и признал экстремистским ультраправую организацию Этнополитическое объединение "Русские". Как сообщили СМИ, основаниями для запрета движения стали претензии правоохранителей к Манифесту движения, который суд счел экстремистским, а также факт неоднократного привлечения сторонников и лидеров Объединения "Русские" к уголовной и административной ответственности по статьям, связанным с националистической пропагандой. В ходе судебного заседания прокурор сообщил, что в Манифесте содержатся призывы к "созданию национального государства и национально-освободительной борьбе любыми доступными способами", что, по мнению экспертов, может трактоваться как разжигание межнациональной розни. С нашей точки зрения, таких прямых призывов в уставных документах "Русских" нет. Что же касается второго основания – уголовных и административных дел против членов организации, – не все из них представляются нам правомерными. Кроме того, некоторые дела, например, дело против лидера движения Александра Белова, все еще находятся на стадии рассмотрения и, ввиду отсутствия обвинительного приговора, пока не могут служить доводами в этом судебном разбирательстве. Однако Объединение "Русские" явно вело ксенофобную пропаганду, поэтому по сути решение о его запрете трудно считать вполне неправомерным, несмотря на очевидные нарушения. К сожалению, мы не располагаем всеми данными по этому делу и опираемся только на факты, приведенные в СМИ, и возможно наша позиция будет уточняться. Напомним, "Этнополитическое объединение "Русские" было создано в мае 2011 года в результате слияния двух признанных экстремистскими организаций "Славянского союза" (Славянской силы) и ДПНИ.