Новости по теме

В Госдуму представлен законопроект о контроле над информацией в сети

7 июня 2012 года в Госдуму был представлен законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Законопроект в частности предусматривает создание единого реестра доменов и сайтов, на которых размещена информация, запрещенная к распространению в России.

Согласно законопроекту, представленному депутатами от всех четырех фракций - Е.Б.Мизулиной, С.В.Железняком, С.Н.Решульским, Я.Е.Ниловым в федеральные законы "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", "О связи"  и "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" вводятся понятия, относящиеся к сети интернет, и положения, регулирующие ее функционирование на территории России.

Законопроект предполагает, что "в местах, доступных для детей", доступ возможен только к такой информационной продукции, которая предварительно прошла специальную экспертизу, причем аккредитацию экспертов и экспертных организаций осуществляет Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации.

Кроме того, создается Единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен и (или) универсальных указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, запрещенную к распространению на территории Российской Федерации федеральными законами". Создание, формирование и ведение реестра осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. При этом допускается привлечение к формированию и ведению реестра оператора реестра – "некоммерческой организации, которая зарегистрирована на территории Российской Федерации, владеет техническими средствами, позволяющими обеспечивать формирование и ведение реестра в электронной форме".

В реестр включаются два типа ресуров. Во-первых, сайты с порнографическими информацией или изображениями, пропагандой наркотиков, психотропных веществ, а также сведениями, побуждающими детей к действиям, способным причинить вред их здоровью, в том числе с призывами к самоубийству. А во-вторых, "иная размещаемая в сети Интернет запрещенная к распространению в Российской Федерации информация - на основании вступившего в законную силу решения суда о признании информации запрещенной к распространению".

Механизм функционирования реестра таков: в течение суток с момента включения в реестр доменного имени и (или) универсального указателя страницы сайта в сети хостинг-провайдер должен информировать владельца сайта о необходимости удаления запрещенной информации. Получив уведомление хостинг-провайдера, владелец сайта обязан в течение суток удалить запрещенную информацию, в противном случае хостинг-провайдер обязан ограничить доступ к его сайту. Если ни хостинг-провайдер, ни владелец сайта не принимают надлежащих мер, в реестр включают адрес сайта, на котором размещена запрещенная информация. После этого в течение суток оператор связи обязан "ограничить доступ к запрещенной к распространению информации,  размещенной в сети Интернет".

В случае, если меры по удалению информации были приняты, не позднее трех дней со дня подачи соответствующего обращения владельца сайта, хостинг-провайдера или оператора связи доменное имя, универсальный указатель страницы сайта в сети или сетевой адрес исключаются из реестра.

Решение о включении доменных имен и (или) универсальных указателей страниц сайтов в сети интернет и сетевых адресов сайтов в реестр может быть обжаловано владельцем сайта, хостинг-провайдером, оператором связи в суд в течение трех месяцев со дня принятия решения.

Отметим, что, с нашей точки зрения, законопроект в целом непроработан, а нечеткие формулировки в законодательстве приводят к злоупотреблениям в правоприменении. Мы считаем необходимым обратить внимание на ряд положений законопроекта, применимых к материалам, запрещенным за экстремизм, которые представляются нам неправомерными или неудачно сформулированными.

Неясно, что авторы законопроекта предлагают принять за основу реестра в части информации, запрещенной к распространению по решению суда. Вероятно, предполагается, что в основу реестра ляжет Федеральный список экстремистских материалов. Но в своем нынешнем виде этот список едва ли годен к применению, поскольку значительная часть материалов и сайтов в нем имеет такие названия, которые не позволяют однозначно определить, что за ними стоит.

Сутки и даже двое не являются промежутком времени, достаточным для того, чтобы владельцы сайтов или провайдеры успели среагировать на включение соответствующего пункта в реестр. Заметим, что, согласно законопроекту, провайдеры обязаны уведомлять об этом владельцев сайтов, но нигде не сказано о том, что подобные уведомления провайдерам должны рассылать отвечающие за реестр федеральный орган или некоммерческая организация.

Остается неясным положение о том, что если хостинг-провайдер или владелец сайта не реагируют, оператор связи обязан "ограничить доступ к запрещенной к распространению информации,  размещенной в сети Интернет". Если под этим подразумевается блокировка доступа к сайту целиком – а блокировка доступа к отдельным страницам, как правило, технически сложна и в России к ней прибегают редко – то мы вынуждены повторить, что считаем такую практику неправомерной. Сайт целиком может быть заблокирован только в том случае, если он целиком признан экстремистским решением суда.

Нигде не сказано о том, каким образом будет решен вопрос о запрещенной информации, размещенной на иностранных сайтах. Опыт показывает, что для того, чтобы вступить в контакт с иностранными провайдерами, требуется намного больше времени, чем несколько суток. Кроме того, такой контакт вообще не всегда удается установить. В таком случае, отечественные операторы связи могут лишить российских пользователей доступа к ресурсам, на которых может быть размещена далеко не только запрещенная в России информация.  

И, наконец, непонятно, каким образом соответствующий федеральный орган или некоммерческая организация будут контролировать исполнение распоряжения об ограничении доступа к запрещенной информации в сети, поскольку такой контроль может быть связан с различными техническими трудностями.

Законопроект был направлен на рассмотрение в Комитет Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей. 

 

Ссылки на данную статью [18]