Новости по теме

ЕСПЧ признал незаконным наказание Ольги Курносовой за публикацию статьи национал-большевика перед Маршем несогласных

Европейский суд по правам человека обязал Россию выплатить Ольге Курносовой компенсацию морального вреда в размере 7500 евро за штраф в тысячу рублей, незаконно назначенный в 2007 году.


15 июня 2021 года Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) вынес решение по жалобе петербургской оппозиционерки Ольги Курносовой.

Жалоба Курносовой касалась событий, произошедших в 2007 году. Прокуратура Москвы 2 марта 2007 года подала в суд иск о признании Национал-большевистской партии (НБП) экстремистской организацией, а 21 марта приостановила ее деятельность в соответствии со ст. 10 федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности". 5 апреля в свет вышел спецвыпуск газеты "Петербург, вперёд!", печатного органа местного отделения партии "Яблоко", посвященный назначенному на 15 апреля Маршу несогласных. Курносова была ответственным редактором выпуска. В газете содержалась, в частности, статья главы петербургского отделения НБП Андрея Дмитриева с призывом присоединиться к акции протеста.

Дмитриев был оштрафован по ст. 20.28 КоАП (организация деятельности организации, в отношении которого принято решение о приостановлении деятельности), а Курносова получила штраф в тысячу рублей по ч. 1 ст. 20.2 КоАП (нарушение порядка организации массового мероприятия). Мировой судья установил, что Курносова, будучи организатором Марша несогласных, вовлекла в участие в нем членов НБП, деятельность которой была приостановлена, путем публикации статьи Дмитриева. При этом судья сослался на ст. 16 закона "О противодействии экстремистской деятельности", которая посвящена недопущению осуществления экстремистской деятельности при проведении массовых акций. Суд также отметил, что Курносова, будучи журналистской, обязана была удостовериться в достоверности публикуемой информации и, следовательно, должна была знать о приостановлении деятельности НБП, но она, тем не менее, напечатала статью Дмитриева и тем самым допустила участие НБП в организации акции.

Курносова подала апелляционную жалобу, в которой утверждала, что соблюла все требования закона о митингах и шествиях и, следовательно, применение ст. 20.2 КоАП не было основано на законе. Кроме того, она заявила, что публикация статьи Дмитриева не нарушала закон "О противодействии экстремистской деятельности": во-первых, по ее словам, он писал эту статью как отдельный сторонник национал-большевизма, а не как член НБП, а во-вторых, сама Курносова не могла знать о приостановлении деятельности НБП, так как получила статью 18 марта, то есть еще до принятия решении о приостановлении; к тому же, на момент выхода газеты партия еще не была запрещена. Тем не менее, Дзержинский районный суд Петербурга 31 мая 2007 года отклонил жалобу Курносовой, подтвердив, что она нарушила порядок проведения мероприятия путем публикации статьи.

Рассматривая жалобу Курносовой, ЕСПЧ прежде всего проверил, было ли наказание активистки основано на законе. По мнению российского представителя в ЕСПЧ, оно было основано на ст. 10 закона "О противодействии экстремистской деятельности". Однако эта норма не упоминалась в решениях российских судов по делу Курносовой, и поэтому этот аргумент российских властей ЕСПЧ не принял.

Мировой суд упоминал ст. 16 закона "О противодействии экстремистской деятельности", согласно которой экстремистские организации не могут участвовать в массовых мероприятиях. Однако, отметил ЕСПЧ, тот же закон определяет экстремистскую организацию как такую организацию, в отношении которой "принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности". На момент выхода газеты, однако, НБП запрещена еще не была. Мировой судья в своем постановлении не ссылался на какое-либо толкование или судебную практику, согласно которым ст. 16 распространялась бы на организации, чья деятельность приостановлена. Следовательно, сделал вывод ЕСПЧ, мировой суд использовал расширительную и непредсказуемую трактовку этой нормы. Таким образом, Курносова не могла предполагать ни что нарушит закон путем публикации упомянутой статьи, ни что будет привлечена к ответственности по ст. 20.2 КоАП, отметил Страсбургский суд.

ЕСПЧ указал также, что на момент публикации статьи законом еще не было предусмотрено существование опубликованного перечня организаций, деятельность которых приостановлена. Это, по мнению ЕСПЧ, является еще одним аргументом в пользу того, что Курносова не могла предполагать, что ее действия нарушат ст. 10 или 16 закона "О противодействии экстремистской деятельности".

Следовательно, решил ЕСПЧ, привлечение Курносовой к ответственности не было основано на законе, а российское государство допустило нарушение ст. 10 Европейской конвенции по правам человека, которая защищает свободу выражения мнения, истолкованной в свете ст. 11, защищающей свободу собраний. Россия обязана будет выплатить Курносовой 25 евро понесенного ею материального ущерба, 7500 евро в качестве компенсации морального вреда и 2460 евро в счет судебных издержек.

Добавим, что Мосгорсуд признал НБП экстремистской организацией 19 апреля 2007 года. Мы относим этот запрет к числу неправомерных.

Ссылки на данную статью [1]