Новости по теме

ЕСПЧ коммуницировал жалобы Илле Иванова и Эдуарда Мочалова

Российским властям адресованы вопросы о том, был ли должным образом обоснован запрет статьи о чувашском языке в газете "Взятка" и уголовное преследование за ее публикацию.

18 сентября 2017 года Европейский суд по правам человека коммуницировал жалобы журналиста Ильи (Илле) Иванова и главного редактора газеты "Взятка" Эдуарда Мочалова, объединив их вместе.

Иванов оспаривает вынесенный ему приговор. Напомним, 10 октября 2013 года Моргаушский районный суд Чувашской республики, признал его виновным по ч. 1 ст. 282 УК (действия, направленные на возбуждение ненависти и вражды, а также на унижение достоинства человека и группы лиц по признакам национальности, языка и происхождения, совершенные с использованием средств массовой информации) по факту публикации статьи "Покажи мне свой язык, и я скажу – кто ты" в газете "Взятка" 4 мая 2011 года и назначил ему наказание в виде 300 часов обязательных работ (Иванов был освобожден от наказания в связи с истечением сроков давности привлечения к уголовной ответственности), а 29 ноября 2013 года это решение подтвердил Верховный суд Чувашии.

Эдуард Мочалов, который неоднократно заявлял о том, что является автором статьи "Покажи мне свой язык, и я скажу – кто ты", в то время как Иванов лишь отредактировал ее, оспаривал решение о признании ее экстремистским материалом, вынесенное ВС Чувашии 25 июля 2012 года. Кроме того, Мочалов жаловался на необоснованное прослушивание его телефонных переговоров, якобы по подозрению в организации деятельности экстремистского сообщества.

ЕСПЧ задал российским властям ряд вопросов в связи с этими жалобами. В частности, не явился ли запрет статьи нарушением права автора или соавторов статьи на свободу выражения мнения, гарантированного ст. 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод; был ли этот запрет необходимым в демократическом обществе, учитывая ситуацию в регионе, в частности, с лингвистическими правами национальных меньшинств; могла ли публикация статьи привести к насилию или другим опасным последствиям; была ли необходимость запрета убедительно доказана национальными судами, указывали ли они, какие именно высказывания в статье вызвали их претензии и основывались ли при этом на лингвистической экспертизе. Суд поставил вопрос и о том, было ли установлено авторство Иванова, а также не нарушило ли ст. 10 Конвенции его преследование по ст. 282 и прослушивание его телефонных переговоров, учитывая его политические взгляды и журналистскую деятельность.

Кроме того, суд поинтересовался, не было ли нарушено право Иванова на справедливый суд (ст. 6 Конвенции), в частности, была ли у стороны защиты возможность представить свои свидетельства по делу.

В связи с жалобой Мочалова суд также задал российским властям вопрос, были достаточно вескими основания подозревать его, Иванова и еще одного человека в организации экстремистского сообщества (ст. 282.1 УК), пропагандирующего пан-тюркизм, сепаратизм и национальное превосходство, в связи с деятельностью Ассамблеи народов Поволжья и Урала, чтобы прослушивать телефонные переговоры этих людей, и не были ли при этом нарушены ст. 8 и ст. 11 Конвенции, гарантирующие соответственно тайну личной жизни и свободу собраний.

Напомним, мы считаем запрет статьи "Покажи мне свой язык, и я скажу – кто ты" и преследование Илле Иванова по факту ее публикации неправомерными. В материале, ставшем предметом уголовного дела, в экспансивной публицистической манере обсуждается неравноправное, на взгляд автора положение чувашей по сравнению с русскими, гонения на чувашский язык, отмечаемые в республике, и порицается имперская политика в отношении чувашей. Статья, безусловно написанная с позиций чувашского национализма, содержит некорректные высказывания о русских, которые можно расценить как язык вражды, и противопоставление их "законопослушным чувашам", угнетаемым на протяжении столетий. Однако в материале отсутствуют призывы к чему-либо, и нет утверждений, возбуждающих ненависть.