Резолюция круглого стола «Проблемы религиоведческой экспертизы»

РЕЗОЛЮЦИЯ

по результатам заседания круглого стола на тему:

«Проблемы религиоведческой экспертизы»

19 февраля в Москве прошел организованный Центром религиоведческих исследований «РелигиоПолис» круглый стол, посвященный проблемам религиоведческой экспертизы, в работе которого приняли участие религиоведы, социологи религии, юристы из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Тулы, Перми, Воронежа, Тюмени, Владивостока. В выступлениях участников были поставлены и проанализированы вопросы, связанные с производством религиоведческой экспертизы, а также отмечено, что недостаточно профессиональный, необъективный подход к проведению религиоведческой экспертизы может создать серьезные проблемы для последователей различных религиозных традиций, осложнить взаимоотношения государства с религиозными объединениями и религиозную ситуацию в стране в целом.


В результате обсуждения, участники «круглого стола» приняли настоящую резолюцию, в которой обращают внимание на актуальность ряда позиций в части проведения религиоведческой экспертизы.


1. Религиоведческая экспертиза является одним из важнейших инструментов в регулировании отношений между государством и религиозными объединениями и призвана содействовать государственным органам, включая суды, в решении ряда вопросов, в том числе:

1.1. является ли организация религиозной;

1.2. установления религиозной принадлежности организации (то есть, определение религиозного направления, к которому она относится);

1.3. выявления соответствия между заявленными и фактическими формами деятельности; соответствия культовой и внекультовой практики уставным видам деятельности посредством наблюдения за деятельностью и отправлением культа в религиозной организации, а также изучения ее документов и религиозной литературы;

1.4. решения вопроса о возможности государственной регистрации религиозного направления или отклонения такой возможности (задача государственной религиоведческой экспертизы);

1.5. изучения религиозной литературы организации, в которой выявляются ценностные ориентации, миссионерские призывы, социально значимые установки с целью дифференциации призывов экстремистского и неэкстремистского характера (обычно эта задача решается в комплексной экспертизе, где религиоведческая экспертиза представляет собой лишь часть, наряду с лингвистической, а иногда и психологической частями общей экспертизы).


Общей целью религиоведческой экспертизы является установление религиозного либо нерелигиозного характера организации, определение наличия признаков религиозной организации, а также, в составе комплексной экспертизы (совместно с лингвистической частью) исследовать религиозную литературу и сделать выводы, позволяющие суду обнаружить или не обнаружить в исследуемых экспертом объектах элементы экстремизма.


2. При проведении религиоведческой экспертизы особое значение приобретают вопросы соответствия ее общенаучным и юридическим принципам, а также, в практическом аспекте, наличия общей методики ее проведения, в основе которой лежат унифицированный категориально-понятийный аппарат и конкретные методы экспертного исследования, общепринятые в современном российском религиоведении [1]. Это означает, что религиоведческая экспертиза не предназначена для научных или политико-правовых дискуссий, выяснения различных позиций, сложившихся в религиоведении по тому или иному вопросу, критики одних позиций и поддержки других, историографического обзора религиоведческих работ или предшествующих экспертных заключений и т.д. Религиоведческая экспертиза должна опираться на нормативный, а не полемически проблематизируемый текст. К нормативным текстам обычно относятся учебники, словарно-энциклопедические и справочно-аналитические издания, к проблемным – монографии и научные статьи.


Задачей религиоведческой экспертизы являются четкие, не допускающие разноообразия толкований ответы на вопросы, поставленные перед экспертом, изложенные с опорой на источники, которые необходимо проанализировать и оценить, а также на знание объекта изучения. Например, при изучении какой-либо религиозной организации, эксперту необходимо посетить ее, ознакомиться с ее деятельностью, религиозной практикой и соответствующими документами.


Таким образом, религиоведческая экспертиза является специализированным текстом, в котором в системном и логическом виде с научных (религиоведческих) позиций представлены сведения о той или иной религии – религиозной традиции или религиозном направлении, – и который является предельно лаконичным ответом на поставленные перед экспертом конкретные вопросы.


3. Объектом религиоведческой экспертизы являются религиозные объединения, их деятельность, произведенная, приобретенная, импортированная и распространяемая религиозная литература, печатные, аудио- и видеоматериалы; учредительные и иные документы; религиозные учебные программы; предметы религиозного назначения; материалы, содержащие сведения об осмотре культовых зданий и сооружений, иных объектов и помещений, специально предназначенных для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, предметов; сведения о содержании богослужений и других религиозных обрядов и церемоний, описывающие предметы материального мира, в которых различными приемами, средствами и способами реализован замысел религиозного объединения.


Предметом религиоведческой экспертизы являются подлежащие установлению обстоятельства, в соответствии с конкретными вопросами, поставленными перед экспертом.

Субъектом религиоведческой экспертизы является лицо или группа проводящих ее лиц.


4. Экспертом-религиоведом может выступать лицо или группа лиц, чья научная компетенция удостоверена соответствующими документами и признана научным сообществом. Эксперт должен иметь ученую степень в сфере научного религиоведения и научные труды по религиоведческой тематике, в частности, публикации по исследуемой сфере, а также обязательно обладать опытом изучения и анализа деятельности религиозных объединений, умением использовать в работе методологию исследования религиозных феноменов, учитывать международный опыт и, наконец, владеть навыками производства религиоведческой экспертизы, включая процедуру подготовки экспертизы.


Помимо общих религиоведческих познаний, эксперт должен обладать специальными знаниями о конкретных религиозных феноменах. Кроме обладания специальными знаниями, эксперт должен занимать объективную, взвешенную, лишенную тенденциозности позицию в отношении объекта экспертизы.


Экспертом должен быть специалист, который имеет личный опыт научного исследования экспертируемых религиозных объединений, что предполагает соблюдение и обеспечение со стороны эксперта одновременно двух методологических принципов:

  • эмпатическое постижение религиозных идей и ценностей исследуемого религиозного объединения, а также их динамического взаимодействия;
  • воздержанность («заключение в скобки») от внесения в эксперизу своих личных мировоззренческих (включая религиозные) и аксиологических установок – симпатий и антипатий.

Участие в религиоведческой экспертизе любого уровня обязывает специалистов в сфере научного религиоведения придерживаться профессионального соглашения (конвенции, имеющей статус неформальной нормы), которое включает следующие пункты:


1. Давая согласие на предложение участвовать в экспертной деятельности в качестве религиоведа, специалист обязан иметь отчетливое представление о возможных последствиях использования его положительного или отрицательного заключения — как в правоприменительной практике, так и в иных ситуациях.

Специалист отказывается от участия в экспертизе, если перед ним ставятся задачи, выходящие за пределы его научной компетентности и/или профиля профессиональной деятельности.


2. В любом виде религиоведческой экспертной деятельности специалист руководствуется принципами объективности, непредвзятости, беспристрастности и безоценочности.


3. Эксперт-религиовед подвергает научно-критическому рассмотрению любые утверждения и аргументы, какой бы стороне они не принадлежали.

Экспертные суждения и выводы должны быть основаны на сведениях, получивших подтверждение с помощью научных способов проверки, и выражены в терминологии, принятой в профессиональном научном языке той специальности, которую представляет эксперт.


4.  В ходе экспертной деятельности религиовед может использовать ссылки на позиции других специалистов, расходящиеся с его собственными положениями и выводами. Однако эти ссылки на иные, отличающиеся точки зрения, применяются только для демонстрации неоднозначности научных трактовок для указания на теоретико-методологические различия в подходах и интерпретациях.

Если таковые различия имеются, то в экспертном заключении они не должны формулироваться в стиле полемики и, тем более, опровержения взглядов других экспертов по рассматриваемым вопросам.


5. Право оспорить неприемлемую для себя точку зрения других экспертов является неотъемлемым для любого специалиста. Однако это право специалист реализует исключительно за пределами религиоведческой экспертной деятельности.

Оптимальной формой проведения объективной государственной религиоведческой экспертизы является коллегиальное рассмотрение ее текста и выводов, когда результаты экспертного заключения выносятся на общее обсуждение круга ученых, чья компетентность в данном вопросе признана и не вызывает сомнений.

 

 

* * *

Предложения участников «круглого стола»:

1. Поручить И.В. Загребиной, А.В. Пчелинцеву и Е.С. Элбакян подготовить учебник и/или монографию о проблемах религиоведческой экспертизы и после прохождения процедур рецензирования опубликовать.

2. Внести на рассмотрение уполномоченных органов государственной власти предложения:

2.1. О закреплении в нормативных документах требования к квалификации экспертов и содержанию религиоведческой экспертизы;

2.2. Дополнить статью 3.1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности», устанавливающую, что Библия, Коран, Танах и Ганджур, их содержание и цитаты из них не могут быть признаны экстремистскими материалами, нормой, в соответствии с которой не могут быть признаны экстремистскими материалами Священные Писания всех религиозных организаций, зарегистрированных в Российской Федерации.

 


 

ОСОБОЕ МНЕНИЕ

относительно вклада исследователей религии в отношения религии и государства по результатам заседания круглого стола на тему: «Проблемы религиоведческой экспертизы».

1. Органы государственной власти, в ведение которых так или иначе попадают религиозные объединения, должны определиться с тем, зачем обществу и государству необходимо выделение таких объединений в отдельный класс с особым правовым положением. От этого зависит нормативное определение религии, которого нет ни в нынешнем законодательстве России, ни в науках о религии. Без такого определения невозможно однозначно определить, является ли религиозным то или иное объединение, является ли религиозным то или иное вероисповедание, является ли религиозной та или иная обрядность, является ли религиозным то или иное образование (обучение).

2. Всякие попытки принудительно унифицировать эту область вне чётко сформулированной государственной политики неизбежно приведут к произволу: исследователи религии, пользующиеся разными подходами, будут давать взаимоисключающие советы государственным служащим, а те будут принимать решения, руководствуясь своим индивидуальным пониманием. Если же попытаться навязать всем исследователям религии какой-то один подход, это неминуемо приведёт к смерти науки, её перерождению в чисто политический институт, неспособный критично и адекватно отображать действительность.

3. Исследователи религии могут ответить на вопросы представителей государственной власти, будь то судьи, прокуроры, следователи, депутаты законодательных собраний или правительственные чиновники, в отношении фактических сведений о том или ином объединении, но они не должны давать никаких оценок, будь то правовые, политические, моральные, идеологические, религиозные или любые другие.

4. Исследователи религии должны исследовать верования людей, а не диктовать им ту или иную характеристику этих верований либо участвовать в таком диктате.

Юрий Тихонравов - кандидат философских наук, директор Центра изучения и развития межкультурных отношений, автор книги “Судебное религиоведение” (1998).

 

 

___________________________

[1]  В качестве отправной точки, на наш взгляд, могут быть признаны «Основы религиоведения: учебник для ВУЗов» (под ред. доктора философских наук, профессора И.Н. Яблокова, неоднократно переиздававшийся в издательстве «Высшая школа»), а также словарно-энциклопедические издания: «Религиоведение: энциклопедический словарь» (под ред. докторов философских наук, профессоров А.П. Забияко, А.Н. Красникова, Е.С. Элбакян; - М.: «Академический проект», 2006) и «Энциклопедия религий» (под ред. докторов философских наук, профессоров А.П. Забияко, А.Н. Красникова, Е.С. Элбакян; - М.: «Академический проект», 2008).

Ссылки на данную статью [1]