Сергей Филатов - о Церкви, власти и выступлении патриарха в Совете федерации Федерального собрания РФ

Религиовед, руководитель исследовательского проекта «Энциклопедия современной религиозной жизни России», сотрудник Института востоковедения РАН Сергей Филатов прокомментировал для Центра «Сова» выступление патриарха Кирилла в Совете федерации Федерального собрания РФ 29 января 2016 года.


Есть такая вещь, как дух времени. Он затрагивает всех, независимо от того, сопротивляется ему человек или нет. У людей короткая память, поэтому они забывают, чему учила Церковь в 1990-е. И не осознают, до какой степени она изменилась и до какой степени сам патриарх становится носителем этих изменений.

Приведу примеры, которые очевидны для человека, постоянно наблюдающего за Церковью, но остальным, может быть, мало заметны. В 1990-е годы Русская православная церковь рассматривалась как церковь русских, украинцев, белорусов. Высокопоставленные священники и епископы, с которым мне приходилось встречаться, говорили, что куда уж нам к осетинам каким-нибудь идти, или к мордве, или к чувашам — дай Бог со своим народом справиться, а хотят, пусть становятся русскими, никакого интереса к национальным меньшинствам у Церкви нет. Сейчас таких речей не услышишь. Все говорят, что нужно учитывать интересы разных народов в Церкви, учить языки — Церковь становится гуманнее и просвещеннее.


Другая вещь. В 1990-е годы ведущие представители Церкви говорили, что благотворительность, волонтерство — это черты Западной – латинской - Церкви. У нас есть взаимопомощь внутри приходов - и довольно, Церковь не для того существует, чтобы горшки выносить. Сейчас в нашей Церкви, при всех ее недостатках, благотворительность и волонтерство развиваются весьма заметно, хотя, может быть, и меньше, чем у протестантов и у католиков, но движение идет в том же направлении.


Выступление патриарха показывает, что в области, которая, пожалуй, наиболее сложна для реформ и перемен, тоже происходит некоторая эволюция. Если смотреть исторически, Церковь по отношению к государству занимает или позицию поддержки режима, защищая его от нападок оппозиции и считая, что повиновение властям — это богоугодное дело. Вторая позиция, которая всегда была связана с осознанием себя Церковью самостоятельным субъектом общественной жизни, — это критика государства, критика власти, выявление пороков социальной жизни и попытки их исправить. Говорить о ЖКХ в представлении православных 1990-х годов — почти ересь. Но сегодняшняя русская церковь становится в чем-то похожей на какую-нибудь германскую, английскую или американскую церкви, которые видят свою миссию не в поддержании стабильности власти и послушании Богом данной власти кесаря, а начинает чувствовать своей обязанностью оценивать и критиковать действия властей. Это ещё слабое и незначимое «вякание», но оно служит знаком, куда движется церковное сознание.


Конечно, нашей Церкви далеко до полного осознания своей самостоятельности и нельзя сказать, что она стала Церковью, которая критична по отношению ко всем властным структурам, но подобные случаи показывают, насколько наша Церковь меняется - и меняется в положительном направлении.