Религиовед, руководитель
исследовательского проекта «Энциклопедия современной религиозной жизни России»,
сотрудник Института востоковедения РАН Сергей Филатов прокомментировал для
Центра «Сова» выступление патриарха Кирилла в Совете федерации Федерального собрания РФ 29 января
2016 года.
Есть такая вещь, как дух времени. Он затрагивает всех, независимо от того,
сопротивляется ему человек или нет. У людей короткая память, поэтому они
забывают, чему учила Церковь в 1990-е. И не осознают, до какой степени она
изменилась и до какой степени сам патриарх становится носителем этих изменений.
Приведу примеры, которые очевидны для человека, постоянно наблюдающего за Церковью,
но остальным, может быть, мало заметны. В 1990-е годы Русская православная
церковь рассматривалась как церковь русских, украинцев, белорусов. Высокопоставленные
священники и епископы, с которым мне приходилось встречаться, говорили, что
куда уж нам к осетинам каким-нибудь идти, или к мордве, или к чувашам — дай Бог
со своим народом справиться, а хотят, пусть становятся русскими, никакого
интереса к национальным меньшинствам у Церкви нет. Сейчас таких речей не
услышишь. Все говорят, что нужно учитывать интересы разных народов в Церкви,
учить языки — Церковь становится гуманнее и просвещеннее.
Другая вещь. В 1990-е годы ведущие представители Церкви говорили, что
благотворительность, волонтерство — это черты Западной – латинской - Церкви. У
нас есть взаимопомощь внутри приходов - и довольно, Церковь не для того
существует, чтобы горшки выносить. Сейчас в нашей Церкви, при всех ее
недостатках, благотворительность и волонтерство развиваются весьма заметно,
хотя, может быть, и меньше, чем у протестантов и у католиков, но движение идет
в том же направлении.
Выступление патриарха показывает, что в области, которая, пожалуй, наиболее
сложна для реформ и перемен, тоже происходит некоторая эволюция. Если смотреть
исторически, Церковь по отношению к государству занимает или позицию поддержки
режима, защищая его от нападок оппозиции и считая, что повиновение властям —
это богоугодное дело. Вторая позиция, которая всегда была связана с осознанием
себя Церковью самостоятельным субъектом общественной жизни, — это критика
государства, критика власти, выявление пороков социальной жизни и попытки их
исправить. Говорить о ЖКХ в представлении православных 1990-х годов — почти
ересь. Но сегодняшняя русская церковь становится в чем-то похожей на
какую-нибудь германскую, английскую или американскую церкви, которые видят свою
миссию не в поддержании стабильности власти и послушании Богом данной власти
кесаря, а начинает чувствовать своей обязанностью оценивать и критиковать
действия властей. Это ещё слабое и незначимое «вякание», но оно служит знаком,
куда движется церковное сознание.
Конечно, нашей Церкви далеко до полного осознания своей самостоятельности и
нельзя сказать, что она стала Церковью, которая критична по отношению ко всем
властным структурам, но подобные случаи показывают, насколько наша Церковь
меняется - и меняется в положительном направлении.