Р. Лункин о политике в отношении Свидетелей Иеговы: «Это игра в кошки-мышки»

Ведущий научный сотрудник Института Европы РАН, заместитель главного редактора журнала «Современная Европа» Роман Лункин проанализировал для Центра «Сова» действия властей по отношению к Свидетелям Иеговы.  

Религиозная политика может быть разной – например, нетолерантной, но необязательно репрессивной. Бывает, что властям нравится манипулировать религией. Именно так власти манипулируют Свидетелями Иеговы, их общинами, запретом их литературы или их собраний. Это игра в кошки-мышки, когда жертву до конца не убивают, могут даже не съесть, в конце концов, а просто бросить и пойти дальше, потому что надоело с ней играть. Но в процессе игры кошка или кот воспитывают и воплощают определенные инстинкты.

Кампания против Свидетелей Иеговы многое значит для представителей власти. Это возможность отработки методов контроля за сетевой централизованной организацией, признания литературы экстремистской, запугивания верующих и стремление ограничить рост и влияние движения. Антизападные санкции – как экономические, так и идеологические – стали хорошим фоном для борьбы с «зарубежной» организацией с центром в США, какой являются Свидетели Иеговы.

При этом никто не заступится, кроме правозащитников, общество одобрит травлю «сектантов» и поверит в любые сумасшедшие выдумки про «иеговистов» в масс-медиа. То есть играть с ними можно безнаказанно. 

Прокуратура, суды, православные активисты старательно формировали этот безумный образ «иеговистов» в том самом Головинском районном суде в 2004 году, где ликвидировали объединение Свидетелей Иеговы в Москве. Но безумием выглядело уже то, что прокуратура на полном серьезе доказывала, что Свидетели Иеговы считают себя истинной религией и за это подлежат запрету. Потребовалось решение ЕСПЧ и 11 лет, чтобы зарегистрировать общину.

В Таганроге в 2010 году была ликвидирована организация Свидетелей Иеговы как «экстремистская», а литература признана экстремистской, в том числе за цитаты из Льва Толстого с критикой православия. Но в Таганроге игра зашла слишком далеко – 16 человек судили за принадлежность к уже запрещенной «экстремистской организации», из них четверых приговорили к условным срокам заключения. Очевидно, что и эти решения рано или поздно будут отменены.

На фоне обысков, проверок, изъятия книг и журналов и признания их экстремистскими Свидетели Иеговы остаются в рамках закона в России в целом. В 2013 году, например, суды в Белгороде и Челябинске встали на сторону верующих, защитив их право на публичные собрания и проведение их конгрессов. А в 2015 году 22 организации Свидетелей Иеговы были зарегистрированы в Крыму, в то время как там идет процесс принятия Закона о противодействии «сектантам», под который Свидетели Иеговы могут подпасть (в преамбуле проекта говорится о сакральном значении Крыма для православия).

Обычная человеческая логика не в силах объяснить, зачем властям преследовать Свидетелей Иеговы. Численность их общин не уменьшилась, а наоборот, немного увеличилась. Уровень нетерпимости в обществе растет. К органам власти верующие относятся часто как к спящему хищнику. Но сакральные духовные скрепы зато защищены.