С.Путилов. Игумен Вениамин (Новик): "Нельзя безнаказанно душить чью-то свободу"

Если РПЦ в союзе со светской властью начнет наступление на инославных христиан, то это будет иметь роковые последствия, прежде всего, для нее самой. Об этом игумен Вениамин (Новик) рассказал корреспонденту Центра "СОВА" Сергею Путилову.

ВОПРОС: Игумен Вениамин, по Вашему мнению, демократия является наиболее подходящей формой правления для христианства. Означает ли это, что в случае закручивания политических гаек в России проблемы могут возникнуть не только у христиан иных конфессий, но и у РПЦ?
ОТВЕТ: Действительно, в идеале либерально-демократический режим мне представляется идеально соответствующим духу христианства. Но дело в том,
что свобода - это обоюдоострая вещь. Напомню, что либерализм (права человека) есть форма защиты личности от демократии, то есть власти большинства. Либерализм бывает левый - за геев, эвтаназию и т.п. и правый, то есть библейский: свобода в истине. Но в целом термин "либерализм" настолько скомпроментирован, что его уже не хочется употреблять. Существует такая
иррациональная вещь как национальный менталитет. Англо-саксы ценят свободу и самоуправление, русским ближе патернализм (монархизм) и слепое послушание начальству - так считал ещё К.П.Победоносцев. Сложное сочетание христианской идеи и национального менталитета порождает политический режим в стране.
Оптимальный режим тот, при котором меньше жертв, которые неизбежны при любом политическом режиме. Мудрый правитель пытается минимизировать это число жертв. При "закручивании гаек" (притеснение религиозных меньшинств) проблемы неизбежно возникнут и у РПЦ, т.к. свобода неделима. Нельзя безнаказанно душить чью-то свободу. Если РПЦ возьмёт на себя полицейские функции, то у неё начнётся бюрократическое разложение изнутри. В наше время нельзя так же бороться с ересями и сектами, как и тысячу лет назад. Главные враги Церкви - атеисты (им адресована первая анафема), но с ними РПЦ почему-то фактически не борется.

В: Почему отношение к инославным у нас во властных структурах, в обществе, и известных церковных кругах все больше становится негативным?
О: Это побочный эффект общего нагнетания антизападных настроений. Неправедной неуверенной в себе несостоятельной политической власти непременно нужен враг, которым она стращает народ, чтобы показать народу
свою нужность в борьбе с ним. Привыкшая к сервилизму церковная власть идет на поводу у политической власти. В этом случае борьба прикрывается ревностью по ортодоксии.

В: В чем причины растущей ксенофобии в обществе, выливающейся иногда в дикие случаи насилия над иностранцами - в том числе студентами другого цвета кожи?
О: Основная причина в том, что неправедной политической власти нужно вместо настоящего решения проблем, найти "крайнего", "врага народа", "сектанта", "инородца" и т.п., на которого всё можно популистски свалить и списать, объявить его виноватым во всех неудачах. Эта провокация стара как
мир.

В: Можно ли это охарактеризовать как провал бурно начавшейся после краха коммунизма, а затем забуксовавшей христианизации страны?
О: Именно так и можно охарактеризовать ситуацию. Причина в том, что по старой русской привычке положились на "авось", решили, что "и так всё ясно",
что "всё само пройдёт". Т.е. не было серьёзной теоретической работы и осмысления. А на одних эмоциях далеко не уедешь.

В: Обладает ли Церковь преобладающим моральным авторитетом в российском обществе, и если нет, то в чем причина такой слабости?
О: Нет, к сожалению, не обладает, т.к. РПЦ в духе византийской "симфонии" (иногда вынужденно) сильно себя скомпрометировала беспринципным сервилизмом перед высшей политической властью. Мы не слышали голоса Церкви во время Норд-Оста или Беслана. Кобзон стал героем Норд-Оста, а не какой-либо священник.
Бывает момент истины, когда нужно вставать в полный рост, идти на риск ради истины.

В: Следует ли христианам иных конфессий разрешить свободную проповедь в России?
О: А разве она уже не разрешена конституционными нормами? Смотрите Конституцию РФ, Ст. 28. Так что этот вопрос уже решен положительно. Другое дело, что у нас не соблюдается Конституция. Сегодня имеется полная свобода пропаганды всяческой безнравственности. Почему бы не дать свободу проповеди всем традиционным религиям?

В: В Ваших статьях часто проскальзывают идеи Народно-трудового союза (НТС), который в советское время рассматривалась однозначно как "шпионско-террористическая организация". Почему Вы решили публиковаться в издаваемом ими журнале "Посев"?
О: Я, кажется, нигде не упоминал НТС, но мне действительно близок дух этой организации, как и вообще правого либерализма, как мне, например, близок либеральный патриот П.Б.Струве. А публиковаться в "Посеве" решил потому, что там присутствует дух христианства, правды и истины. А советским идеологически штампам я никогда не верил. Следует, согласно апостолу Иоанну, различать духов. В "Посеве" есть дух христианства и нет холопского сервилизма. Очень жаль, что этот журнал мало популярен. Это свидетельствует о духовной слепоте наших современников.


Биографическая справка

Игумен Вениамин (Новик В. Н.) родился в Санкт-Петербурге в 1946 году в семье военнослужащего. Крещен в православной церкви в детстве. После окончания Радиополитехникума служил в рядах Советской Армии. В 1976 году окончил Ленинградский Политехнический Институт им.М.И.Калинина. Несколько лет работал инженером в области "Автоматизированных систем управления производством". В конце 70-х в результате религиозно-философских исканий осознанно принял православие. По окончании Ленинградской Православной Духовной Академии и защиты кандидатской диссертации в 1987 г. преподавал там же в течение 10 лет. В 1992-1994 гг. был инспектором Академии (фактически - заместителем ректора по воспитательской работе). В сентябре 1997 года был уволен из Академии из-за несогласия с новым федеральным законом "О свободе совести и религиозных объединениях". Изучал социальное учение церкви в Италии (2 семестра) и в США (1 семестр). Издал сборник своих статей "Православие, христианство, демократия" (СПб, "А
летейя", 1999). Публиковался в журналах "Вопросы философии", "Континент", "Посев", "Социологические исследования", еженедельнике "Русская мысль", газетах "Московские новости", "Общая газета" и др. В настоящее время фактически находится за штатом и занимается преподавательско-научной и публицистической деятельностью в Санкт-Петербурге. Кандидат богословия.