О. Сибирева. В Рязани состоялся семинар для военных священников

24-26 июня 2003 г. в Рязани проходил семинар "Пастырская работа в современной армии", в котором приняли участие более 100 православных священников из разных епархий и военнослужащие. Семинар был организован Синодальным отделом по связям с Вооруженными cилами и правоохранительными учреждениями и Министерством обороны.

Это первый съезд военного духовенства после 1914 года. Ежегодно в рамках Рождественских чтений проводятся круглые столы, посвященные проблеме отношений Церкви и армии, однако практическая конференция была организована впервые. В рамках семинара священнослужители поделились собственными наработками, касающимися контактов с военнослужащими, пообщались с курсантами Военного института воздушно-десантных войск, на территории которого проходило совещание, посетили музей ВДВ, Свято-Иоанно-Богословский монастырь, а также учебный центр института, где обучались технике работы в полевых условиях.

Многие из участников "сборов" высказали сожаление в связи с тем, что непосредственно на обсуждение был отведен всего один день, и заседание проводилось не в форме круглых столов, что несколько затрудняло общение, но несмотря на это, значение рязанского семинара трудно переоценить: он стал первой попыткой обобщить опыт военного духовенства и выработать единую стратегию для дальнейшей работы в этой сфере.

Вооруженные cилы являются благоприятной средой для миссионерской деятельности. В структуре Московской Патриархии был создан специальный отдел, координирующий эту работу. Аналогичные отделы имеют примерно 2/3 епархий. Духовенство епархий, не создавших еще подобной структуры, также активно контактирует с военнослужащими: например, в Рязанской епархии сотрудничество с Вооруженными силами является одним из самых заметных направлений деятельности, несмотря на формальное отсутствие отдела. По оценке руководителя Синодального отдела протоиерея Димитрия Смирнова, в настоящий момент около 400 православных священнослужителей занимаются окормлением военнослужащих. В большинстве случаев это священники-энтузиасты, в прошлом сами имевшие отношение к армии. Основные трудности, с которыми им приходится сталкиваться, - трудности, вызванные как ситуацией внутри Церкви, так и позицией государства, - о. Димитрий Смирнов обобщил в своем докладе.

Одна из отмеченных им проблем - нехватка в Церкви квалифицированных кадров, способных на должном уровне вести работу с военнослужащими. Другая - отсутствие законодательной базы, позволяющей юридически оформить присутствие священнослужителей в армейских структурах: в частности, до сих пор не определен статус храмов, уже построенных на территории войсковых частей. В этой ситуации деятельность священников практически полностью зависит от отношения к ним командиров отдельных подразделений. Впрочем, как показало выступление заместителя декана православного факультета Академии РВСН Константина Сергеева, многие юридические сложности вполне можно решить с помощью двусторонних соглашений, заключаемых воинскими частями и военными учебными заведениями и Церковью.
О. Димитрий указал направления работы, для развития которых духовенству следовало бы приложить максимум усилия, чтобы священник не превращался в "свадебного генерала", посещающего окормляемые подразделения только в дни присяги и для совершения треб: формирование православных библиотечек в частях, профилактика дедовщины, выступления с лекциями среди солдат и офицеров (учитывая разницу в уровне подготовки аудитории). Глава синодального отдела подчеркнул необходимость согласования визитов священника с установленным распорядком дня военнослужащих и соблюдения субординации.

В разных епархиях сотрудничество с Вооруженными силами находится на разных стадиях. О.Димитрий Смирнов говорил о необходимости координации деятельности священнослужителей всех епархий, разработке методики работы в армейских структурах, более оперативной связи епархий с отделом и развитии специальных СМИ, посвященных подобной деятельности. Пока же священники самостоятельно решают, по сути, одни и те же проблемы, но способы их решения оказываются весьма разнообразными: в зависимости от способностей священнослужителей, позиции военного командования различного уровня, не говоря уже о региональных особенностях - числе армейских подразделений, дислоцированных на территории епархии, количестве духовенства и, конечно, пастве, ее этническом и возрастном составе. О различных аспектах своего служения и рассказали участники семинара.

В первую очередь это, конечно, поездки в горячие точки, в которых воюет российская армия. Принято считать, что на войне неверующих нет. Многие из участников семинара побывали - некоторые и не по одному разу - в Косово и Чечне. Некоторые епархии пока не имеют возможности навещать своих подопечных регулярно. Где-то, как в Екатеринбурге, уже создана отлаженная система: священнослужители постоянно находятся в воюющих частях, сменяя друг друга. Священники привозят в войска гуманитарную помощь, сбор которой организуют их прихожане, освящают боевую технику, совершают таинства. Но главное, ради чего пастыри отправляются на передовую, это моральная поддержка воинов, которая значит больше, чем все остальное.

Как заметил ведущий семинара иеромонах Савва (Молчанов), несмотря на смертельный риск, которому духовенство подвергается наравне с солдатами в горячих точках, служба внутри страны гораздо сложнее, и несколько поездок в Чечню вряд ли могут сравниться с полугодовым служением в "мирной" части. Катехизаторская работа, требы, обеспечение духовной литературой, психологическая поддержка пострадавших от "дедовщины", беседы с ранеными, организация елок для детей, помощь семьям погибших, паломнические экскурсии для военных и даже совместное изучение истории и восстановление традиций гарнизона - вот далеко не полный перечень названных на семинаре существующих форм работы с военнослужащими. Большинство выступавших отметили в качестве необходимого условия желание самих солдат и офицеров приобщиться к церковной жизни.

Сами священники пытаются оценить духовный уровень потенциальной паствы. В ряде епархий священнослужители самостоятельно проводили анкетирование в военкоматах среди призывников. В анкеты включались вопросы об отношении к армии, к вере и к возможности присутствия духовенства. По наблюдениям священников, существует прямая зависимость между количеством верующих призывников и числом стремящихся служить в армии: как правило, среди верующих желающих "откосить" не попадается. Впрочем, по признанию многих, процент воцерковленных верующих в Вооруженных силах невысок, но сочувствующих, по разным данным, 70-90%, подавляющее большинство из которых считают себя православными.

Участники семинара отмечали, что под армией подразумевают всех людей в погонах - и милицию, и пожарные части, и пограничников. Свою специфику имеет работа в закрытых городках, в военных вузах, в тюрьмах. Деятельность в учреждениях ГУИН сопряжена с определенным риском - не секрет, что в исправительных заведениях распространены туберкулез и множество других заразных заболеваний. Тем не менее, духовенство большинства епархий регулярно посещает тюрьмы и колонии: многие заключенные только там и начинают задумываться о Боге.

Многие священники работают с детьми и подростками. Как правило, это сотрудничество с региональными военно-спортивными организациями, занимающимися подготовкой мальчиков к службе в армии. Роль Церкви в воспитании будущих воинов - а зачастую в таких клубах значительный процент составляют "проблемные" подростки из неблагополучных семей - руководителям этих организаций видится по-разному, поэтому и способы приобщения к вере воспитанников клубов отличаются. В расписании занятий рязанских "Православных витязей" вероучительные дисциплины соседствуют с предметами по военной подготовке, а юные члены спортивного клуба под Кемеровом начинают задумываться о вере, глядя, как батюшка вместе с ними ходит в походы, летает на параплане и прыгает с парашютом.

Верующие, находящиеся на службе в российской армии, исповедуют не только православие, поэтому священнику необходимо учитывать присутствие представителей других конфессий, чтобы своим появлением не спровоцировать конфликт. Правда, как считает председатель синодального отдела, конфликты на религиозной почве в армии - надуманная проблема, поскольку до сих пор православные и мусульмане прекрасно уживаются в частях. При этом о. Димитрий Смирнов сделал несколько резких ксенофобских высказываний в адрес российских мусульман, которые, по его мнению, исповедуют не ислам, а "набор каких-то оккультных представлений, больше из журнала "Огонек", чем из Корана. Это же совершенно ересь, через слово, это не ислам". Более того, протоиерей отказал мусульманам даже в способности испытывать высокие чувства: "Они не понимают, что такое любовь, они не понимают, что такое свобода, у них нет таких традиций". Хоть и в столь экзотической форме, о. Димитрий все же призвал присутствовавших священников "быть на высоте своего служения", уважать веру мусульман-военнослужащих, наравне с православными проявляющих воинскую доблесть, относиться к ним дружелюбно, внушать такое же отношение своим подопечным и ни в коем случае не стремиться самим обратить мусульман в православие. О. Димитрий подчеркнул также, что священникам желательно было бы самим знать основы ислама, с которым у православия все же много общего, чтобы вести диалог с мусульманами-военнослужащими, отметив, что последние с уважением относятся к православному духовенству.

Об отсутствии межконфессиональных противоречий в армии говорили многие выступавшие. Священник из Ростова-на-Дону, где в силу близости границ национальный состав военнослужащих довольно пестрый, отметил, что конфликты в армейской среде случаются, и нередко, но носят этнический, а не религиозный характер. И зачинщиками столкновений, как правило, выступают как раз люди неверующие. В основном же, по словам участников семинара, представители других конфессий доброжелательно относятся к деятельности православного священника, мусульмане могут присутствовать при некоторых православных обрядах. В храмах и часовнях могут помещать таблички с именами убитых разных национальностей и вероисповеданий. Что касается представителей других религий - не православных и не мусульман - с ними конфликтов также не происходит: и потому что численность их существенно меньше, и потому что доступ в армейские структуры священнослужителям, скажем, протестантских деноминаций получить значительно сложнее. Особенно это касается закрытых военных подразделений. (Заметим, правда, что в учреждениях ГУИН, не менее закрытых, деятельность протестантов весьма заметна). Возможность присутствия в Вооруженных силах представителей различных новых религиозных движений на семинаре всерьез не рассматривалась.

На семинаре постоянно звучали слова о необходимости создания института полковых священников, но большинство выступавших и опрошенных в перерывах между заседаниями пока не очень хорошо представляют себе механизм его создания. Один из самых сложных - вопрос финансирования. По мнению одного из участников семинара, было бы логично, если бы священнику, находящемуся на службе в государственной армии, платило государство, но это поставило бы священника в зависимость от светской власти, тогда как, согласно канонам, он должен подчиняться только священноначалию. Очевидно, что вопрос этот требует тщательного и всестороннего изучения, и совместное обсуждение должно вестись духовенством, представителями государства и, в первую очередь, самими военными. Насколько интересна Церкви точка зрения последних, стало понятно после выступления преподавателя Института ВДВ полковника Андрея Костина, вызвавшего наибольшее количество вопросов из зала. Признавая важность присутствия духовного наставника в армии, полковник (после настойчивых просьб из зала) поделился своими замечаниями в адрес священников, которые не всегда умеют вписаться в боевую обстановку и, в отличие от иностранных капелланов, не обладают военной подготовкой.
О возможных трудностях, с которыми придется столкнуться, в том числе и духовенству, в случае перевода российской армии на контрактную основу, рассказал представитель 76-й Псковской воздушно-десантной дивизии, где уже начался такой эксперимент.

В церковных кругах в последнее время идея законодательного оформления статуса полковых священников обсуждается достаточно активно. В Екатеринбурге в июне также состоялась конференция ("Актуальные проблемы поддержания воинской дисциплины и основные направления деятельности должностных лиц органов управления в ходе реформирования внутренних войск"), в ходе которой в поддержку создания института военного духовенства высказался архиепископ Викентий (Морарь).
Государство официально пока никак не выразило своего отношения к возможности ввести в штат войсковых частей священнослужителя

Ссылки на данную статью [4]