А. Верховский. Православие в русском национал-радикальном движении

Не должно вызывать удивления, что православие является преимущественной религиозной ориентацией для русского национал-радикального движения. Хотя доминирование православия в нем не безусловно.

С одной стороны, сильны позиции неоязычников, что связано как с неоязычеством германских нацистов, так и с собственными поисками национальной идентичности в противовес :слишком еврейскому; христианству.

С другой стороны, российское общество очень мало религиозно в традиционном смысле этого слова. Скорее можно сказать, что в нем доминирует некая туманная религиозность, равно приемлющая элементы православия, иных религий, астрологии и прочих парарелигиозных учений. Естественно, что все это относится и к движению национал-радикалов.

Поэтому спектр воззрений в координатах :церковное или светское самоопределение;, :православие или язычество; довольно плотно заполнен. Мы уже писали об этом, и ситуация в целом в последнее время не меняется.


РНЕ - полуправославные

Крупнейшая национал-радикальная организация страны, Русское национальное единство (РНЕ), раскололась осенью 2000 года. Сейчас существуют четыре относительно крупных и самостоятельных фрагмента РНЕ. И ни по одному из них не поступала информации о перемене религиозной ориентации. Видимо, все части РНЕ остаются формально православными.

При этом в программных документах РНЕ отсутствует очень распространенное в российских политических программах требование укрепление роли Русской Православной Церкви (РПЦ), что по российским меркам означает вполне заметное недоброжелательство по отношению к последней. Что и не удивительно: Московская Патриархия лояльна к власти, а РНЕ - радикальная оппозиция. Сама же Патриархия уже давно полуофициально осудила РНЕ как неправославное движение.

Впрочем, РНЕ исповедует православие по-своему. Как сказано в их доныне действующем программном документе: :Члены РНЕ в своей жизни опираются на те старые, присущие раннему средневековью формы православия, которые служили нашим предкам духовной основой при создании и укреплении Русского государства;. Формы эти деятели РНЕ определяют сами, за что их постоянно обличают действительно православные националисты.

С церковной, канонической точки зрения, группировки РНЕ - безусловно неправославные, но это не мешает их доброжелательным контактам с клириками РПЦ. Совсем недавно, 5 августа 2001 г., а торжествах по случаю десятилетия перенесения мощей преподобного Серафима Саровского, монастыря в Дивеево разбили лагерь около 150 баркашовцев.


Что важнее - православие или национализм?

По так сформулированному критерию жестко разделить организации нельзя. Есть, конечно, те, для кого ответ очевиден: для РНЕ важнее национализм, для общества :Радонеж; - православие. Зато можно выделить тех их них, для кого этот вопрос все еще не решен, что и приводит к определенной непоследовательности.

Вот, например, вполне православен Русский общенациональный союз (РОНС) Игоря Артемова, но РОНС упорно считает себя светской, а не церковной организацией. РОНС малоизвестен, но Артемов на парламентских выборах 1999 года показал себя перспективным политиком - единственный из национал-радикалов, он чуть не выиграл выборы: получил в своем округе во Владимирской области почти 15% голосов, что далеко превосходит успехи остальных национал-радикальных кандидатов (как правило, от 1 до 3%, а то и менее); от победителя он отстал только на 1.6%. А в 2001 году Артемов стал депутатом Владимирского областного Законодательного собрания.

Другой пример - православный монархист иеромонах Никон (Белавенец; лишь в начале 2000 года уволенный Патриархом за штат) постоянно сотрудничает с явно не православными деятелями, близкими к :новой правой;, анархистам и скинхедам. Но если о. Никон известен своим экстравагантным поведением, то менее объяснимо выступление Леонида Симоновича, председателя Союза православных братств, на митинге, организованном 17 августа 2001 г. Партией анархистов и рок-музыкантом околонацистского толка Сергеем :Пауком; Троицким.

Таковы крайности в поисках сочетания национализма и православия. Но есть и мейнстрим, давно уже нашедший рецепт такого сочетания.


Русский православный фундаментализм

Конечно, рецепт существует в различных модификациях. Но суть его в том, чтобы объявить русских (чаще всего - включая украинцев и белорусов) :православным народом;, носителем (скорее всего - единственным) истинной веры. Тогда и враги его определяются одновременно в этнических и религиозных терминах. Здесь вопрос веры принципиально стоит выше вопроса этничности, но одновременно и поглощает его, снимает само противоречие. А политические понятия как способ формулировки противоречия, тем более легко делаются производными от понятий религиозных.

Русский православный фундаментализм (далее - просто фундаментализм) опирается на понятие :золотого века;, к которому надо вернуться - это дореволюционная (до 1905 года) Российская империя. Ее предлагается восстановить во всех основных чертах - с полноценным самодержавием, ограничениями для иноверцев и (отчасти) инородцев, имперской структурой внутренней и внешней политики, государственным статусом РПЦ и жестким государственно-православным патернализмом.

Эти взгляды сумел сжато выразить Константин Душенов, один из лучших теоретиков фундаментализма, хотя и не самый влиятельный. Душенов, главный редактор газеты :Русь Православная;, а в прошлом секретарь митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева), по праву считавшегося духовным лидером формирующегося фундаментализма [Митр. Иоанн умер в 2 ноября 1995 г. и среди епископата РПЦ ему так и не нашлось достойного преемника. Хотя можно упомянуть митр. Гедеона (Докукина), архиепископа Ювеналия (Тарасова), арх. Тихона (Емельянова), епископа Вениамина (Пушкаря), еп. Антония (Масендича, умершего 8 июля 2001 г.).], назвал свою программу :доктриной митрополита Иоанна;. Уже начало программы достаточно содержательно:

::Русская идея; - это неутомимое стремление к святости, праведности, чистоте.

:Православное государство; - это государство, основанное на высших истинах Закона Божиего.

:Русская демократия; - это соборность.

:Русская идеология; - это православие.

:Русский империализм; - это державность.

:Русское государство; - это Россия во всем многообразии исторических форм ее государственности;.


Существует целый ряд организаций, с той или иной степенью последовательности и радикальности выражающих именно эту позицию. В первую очередь это - православные братства, среди которых основную роль играют Общество :Радонеж; (благодаря, в частности, своим радиостанции и газете), Союз :Христианское возрождение; (СХВ), Союз православных хоругвеносцев (СПХ), Черная сотня и др. (подробнее о братствах см. в докладе Стеллы Рок :An aggressive faith;: Extreme Nationalism in the Russian Orthodox Brotherhood movement).

Здесь стоит процитировать текст Анатолия Макеева, старосты братства преп. Иосифа Волоцкого. Этот текст может считаться квинтэссенцией радикального фундаментализма, так как в нем отразились все темы, волновавшие фундаменталистов к концу 90-х гг. (о переменах последних лет - см. ниже):

:Дети дьявола закабалили нашу многострадальную Родину.

Алчные орды инородцев грабят и разоряют нашу землю, наш народ. С попустительства власти, многочисленные колдуны, знахари, сектанты и еретики растлевают и убивают душу Русского народа.

Ублюдочно-демократическое правительство путем уничтожения графы :национальность; в паспортах, собирается лишить Русский народ последнего, что у него осталось - его Крови.

Местечковым космополитам с помощью мирового кагала, путем измены и предательства удалось узурпировать власть в нашей стране. Безродные демократы пытаются разворовать и продать за бесценок нашу кормилицу - землю.

Потеряв свою русскую национальность, свою Русскую землю, Русский народ потеряет свою Православную веру и станет легкой добычей Нового Мирового порядка. Вместо Христовой Православной Церкви станет экуменическая церковь антихриста.;



Проблема взаимоотношений фундаменталистов с коммунистами

Фундаментализм в современной России - явление довольно-таки маргинальное. Между тем, православные национал-радикалы по-прежнему стремятся включиться в большую политику. Разумеется, некоторые из них идеологическую чистоту ставят выше политических успехов. Но те, кто готов на компромиссы, сразу оказывается перед той проблемой, что на компромиссы надо идти с коммунистами, как основной силой антилиберальной оппозиции. А отношение к коммунистам у православных вообще и у националистов в частности, естественно, весьма недоброжелательное.

Те организации, для которых их православная ориентация играет второстепенную роль, в принципе, не имеют противопоказаний против блока с коммунистами (например, Русская партия, Всероссийское Соборное движение). Иное дело - фундаменталисты.

Первое обострение этой проблемы пришлось на президентские выборы 1996 года, когда выбирать приходилось между Борисом Ельциным и Геннадием Зюгановым. Тогда только небольшая группа фундаменталистов во главе с протоиереем Александром Шаргуновым открыто заключила союз с Зюгановым, за что и подверглась поношению и со стороны других фундаменталистов, и со стороны Патриархии.

А вот Константин Душенов, при полном неприятии фигуры Ельцина, был готов блокироваться скорее с ним, чем с коммунистами. Уже после выборов он всерьез предлагал сделать именно РПЦ двигателем новой государственной идеологии, альтернативной :старым; идеологиям - :красной; и :белой;. Но сближение Кремля с РПЦ осталось в гораздо более скромных рамках.

И к парламентским выборам 1999 года Душенов :дозрел; до попытки союза с коммунистами. Соответствующую декларацию вместе с Душеновым подписал целый ряд других фундаменталистских деятелей, включая главного редактора агентства :Русская линия; Сергея Григорьева, главного редактора альманаха "Православие или смерть!" Андрея Рюмина и другие. Авторы утверждали, что зюгановский Народно-патриотический союз России (НПСР) и предложенный генералом-коммунистом Валентином Варенниковым широкий :коммуно-патриотический; блок :Победа!; - уже не просто тактические союзники, :меньшее зло; в сравнении с партиями :ельцинского режима;, но союзники, идеологически достаточно близкие, пропагандирующие идеи :русского православного социализма;. Конечно, это терминология Душенова, а не Варенникова или Зюганова, но надо признать, что КПРФ действительно совершила серьезную эволюцию к :православно-патриотической; идеологии.

В той же декларации фундаменталисты приводили и такой аргумент в пользу союза с коммунистами - только дружественная власть поможет победить противников фундаментализма внутри самой Церкви.

Тогда :ревнители православного благочестия; (самоназвание душеновского круга) все-таки не вошли в избирательные списки зюгановского блока: КПРФ не сочла нужным всерьез делиться местами с мелкими союзниками. Не состоялся и более радикальный вариант коммуно-патриотического блока, который некоторые :ревнители; планировали создать вокруг знаменитого своим экстремизмом генерала Альберта Макашова. Игумен Алексий (Просвирин), главный редактор журнала :Ревнитель православного благочестия; и член редколлегии :Руси Православной;, вполне солидаризовался с Альбертом Макашовым в разгар скандала вокруг антисемитских высказываний последнего в конце 1998 года. По мнению игумена Алексия, слова апостола Павла :Во Христе нет ни эллина, ни иудея; - это :не для всех нас, грешных;. А в смысле политической идеологии оба тогда сошлись на термине :православный сталинизм;.

Иначе говоря, в большинстве случаев многие фундаменталисты были готовы поступиться своим антикоммунизм, но их уступки оказались не востребованы. Участие в некоммунистических оппозиционных блоках тоже не принесло успеха. Только Союз :Христианское возрождение; и Черная сотня сумели дойти до голосования в составе блока :Движение патриотических сил - Русское Дело;. Блок запомнился избирателям только тем, что первой тройкой списка кандидатов назвал неких Иванова, Петрова и Сидорова. И получил 0.17% голосов.


Появление Путина и новые надежды

Результаты кампании 1999 года ничуть не снизили активность фундаменталистами. Тем более, что одновременно с парламентскими выборами фактически шла подготовка к избранию президентом Владимира Путина, и проводимая при этом пропагандистская кампания наводила многих национал-патриотов на мысли о благоприятной для них смене государственного курса.

Собственно на президентских выборах православные национал-радикалы разделились. Скажем, СХВ определенно был за Путина, а Черная сотня и РНЕ - против. Но те, кто был против, призывали голосовать не за Зюганова, а :против всех;. А после выборов в большинстве своем в той или иной форме выразили готовность оказать поддержку новому президенту в его предположительно имперской политике.

Разумеется, Путин не стал сотрудничать с национал-радикалами. Но тональность государственной пропаганды действительно стала более державнической, и это давало им некоторые надежды. С другой стороны, дальнейшего сближения государства с РПЦ, которого многие ожидали, не произошло, а :православность; Путина выглядит неубедительно. Путин чаще Ельцина посещает монастыри, но сам высказывается не как православный человек (слухи о том, что архимандрит Тихон (Шевкунов) является его духовником, не нашли подтверждения и затухли).

Короче говоря, положение православных национал-радикалов в обществе ничуть не окрепло с приходом нового президента. Но и хуже оно не стало.


Фундаменталистская пропаганда на подъеме

В последние годы в православном секторе национал-радикального движения происходят заметные перемены. Основной формой активности радикальной оппозиции традиционно является пропаганда, и здесь все большую роль играют не просто православные, а именно фундаменталистские круги. Вероятно, это связано просто с их более высоким интеллектуальным уровнем, но также и с большей интегрированностью в Церковь.

Сретенский монастырь, возглавляемый архимандритом Тихоном (Шевкуновым) превратился в одно из крупнейших церковных издательств и поддерживает достаточно популярный сайт :Православие.Ру;. Общество :Радонеж; выпускает популярную в приходах газету, при нем работает популярная радиостанция. Самая регулярная национал-радикальная газета, :Русский вестник;, тоже ориентируется на русский православный фундаментализм. Очень активны петербургские :ревнители православного благочестия;, выпускающие целый букет изданий, основные - газета :Русь Православная; и сайт :Русская линия;. (Вообще, фундаменталисты в интернете очень активны.)

При этом фундаменталисты ведут наступление не только в светском обществе, но и в Церкви. Фундаменталистские настроения не являются, конечно, позицией Патриархии, но они естественным образом очень распространены среди клира и мирян Церкви, так как являются частью ностальгии по утраченным позициям. Причем, речь идет не о естественном консерватизме, так как настроения эти охватывают преимущественно неофитов последних 10-15 лет. Беда (и вина) Патриархии в том, что она не дала своевременно жесткий отпор проникновению фундаментализма в Церковь. Теперь, возможно, уже и поздно.

Самой резкой атакой на фундаменталистов были речь Патриарха Алексия II на московском епархиальном собрании 23 декабря 1998 года и последовавшее за ней постановление Синода о :младостарцах;. Хотя никаких имен названо не было, всем было понятно, что речь идет именно о фундаменталистских батюшках. [Тематика постановления о :младостарцах; гораздо шире обвинений в политизации и оппозиции Патриархии. :Младостарцев; обвиняют в злоупотреблении пастырскими обязанностями, в подчинении воли своих духовных детей. Кстати, набор обвинений очень похож на тот, который обычно предъявляется так называемым :тоталитарным сектам;.] На какое-то время это подействовало, но менее, чем на год - уже осенью 1999 года началась массовая кампания против :штрих-кодов; и ИНН (индивидуального номера налогоплательщика), о которой речь ниже.

Канонизация царской семьи на Архиерейском Соборе в августе 2000 года стала явным поражением Патриархии перед лицом мощного напора снизу. Много лет Патриархия тянула с этим вопросом, и то, что она в конце концов уступила, не доводя разногласия до открытого скандала, преисполнило фундаменталистов оптимизмом. Причем, Николая II, как правило, продолжали называть :мучеником;, хотя Собор его канонизировал в другом чине - как :страстотерпца;, т.е. примирения даже по этому вопросу не произошло.

Патриархия же продолжила свою компромиссную, а точнее - противоречивую, политику. Патриарх через два года после речи о :младостарцах; сетовал на очередном московском епархиальном собрании, что эта проблема никак не решается. А сам буквально через две недели, 10 января 2001 г. направил поздравления радикальной православно-националистической газете :Русский вестник; в связи с ее 10-летним юбилеем.

И на уровне кадровых перестановок в Патриархии нельзя сделать выводы о каких-то переменах в ее политике. Последние примеры: июльское назначение протоиерея Димитрия Смирнова исполняющим обязанности председателя отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями и августовское назначение Сергея Чапнина главным редактором патриархийной газеты :Московский церковный вестник;.

Чапнин - независимый православный журналист, придерживающийся либеральных по церковным меркам взглядов. До последнего времени он был главным редактором независимого интернет-журнала :Соборность;.

Прот. Димитрий, напротив, - духовный лидер одной из групп московских фундаменталистски ориентированных священников. Вот отрывки из его недавнего радиовыступления:

:Ну, что, например, в Москве - недостаточно кирпичей, чтобы все эти секс-шопы разгромить? Но ведь никто не разбил даже витрину такого заведения!

<...> Или, например, секта. Ну, пришло, скажем восемьсот человек и разогнали секту! Чтобы разогнать толпу в восемьсот человек - сколько нужно милиции? И потом, никакому префекту и никакому градоначальнику не понравится, что народ бунтует.

<...> прогресс имеет свою оборотную сторону. Не изобрели бы самолет, никто бы не врезался в чужое здание, люди бы не погибли... Скажут: "А мне надо туда лететь!" - А зачем лететь-то? Ты живи в своей деревне, да и все. Два раза в год на ярмарку съездишь - и достаточно;.



Политизированный :морализм; как легальное проявление фундаментализма

При этом прот. Димитрий и до нового назначения не являлся столь маргинальной фигурой в Церкви, как вышеупомянутые Душенов или Григорьев. Он - проректор Свято-Тихоновского Богословского института и тесно связан с Православным медико-просветительским центром :Жизнь; о. Максима Обухова, возглавляющим борьбу против абортов, контрацепции и т.п. Эта деятельность не просто не осуждается, но, естественно, всячески поддерживается Патриархией. Особенность же организованных моралистов из центра :Жизнь; и Общественного комитета :За нравственное возрождение Отечества; прот. Александра Шаргунова в том, что они свою пропаганду прямо увязывают с политикой и идеологией.

Например, ассоциированный с :Жизнью; Церковно-общественный совет по биомедицинской этике в заявлении по демографическим проблемам от 2 апреля 2001 г. мотивировал свою обеспокоенность тем, что :мы вскоре будем не в состоянии удерживать собственные территории;. А один из видных активистов :моралистического; движения о. Алексий Кагирин заявил как-то:

:Слово :жид; означает такого человека, который лично ненавидит Христа. Можно абстрагироваться от современного иудаизма и представить себе такого иудея, который ничего не знает о Христе: такой иудей не будет жидом;.

Политизированный морализм в последние пять лет стал неотъемлемой частью фундаменталистской активности, вместе с поношением экуменизма, оппонированием светской и церковной власти и националистической пропагандой. Здесь есть и почва для сотрудничества с внецерковными национал-радикалами.

Например, 20 марта 2001 г. в Москве в парке Кузьминки новое аутодафе провели активисты РНЕ, Союза православных хоругвеносцев, Союза православных братств и Союза русского народа. Сжигали весьма пестрый набор: журнал :Плейбой;, неоязыческую книгу В. Истархова :Удар Русских Богов;, :Детскую сексуальную энциклопедию;, книги Эдуарда Радзинского и Михаила Горбачева, газету :Московский комсомолец; и порнографические видеокассеты. Собравшиеся требовали принять закон :О духовной и нравственной цензуре;.


Союз православных граждан

:Жизнь; фактически является одним из проектов Союза православных граждан (СПГ) - широкой коалиции православных националистов. Настолько широкой, что в ней участвовали практически несовместимые по уровню и степени радикальности деятели, например, экономист Сергей Глазьев (когда-то член гайдаровского кабинета, а ныне депутат от КПРФ) и лидер СХВ Владимир Осипов.

СПГ, несмотря на пестрый состав, находится во вполне дружеских отношениях с Патриархией. Приведем лишь один пример. 11 июня 2001 г., при вручении Валентину Лебедеву, координатору СПГ и главному редактору журнала :Православная беседа;, церковного ордена святого благоверного князя Даниила Московского III степени, журналист Наталья Бабасян отметила несколько комичную сцену. По поводу состоявшегося накануне в Киеве крестного хода против визита Папы на Украину Валентин Лебедев заявил митрополиту Кириллу (Гундяеву), председателю Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московской Патриархии: :Мы выполнили ваше задание;. В ответ митр. Кирилл заметил лишь, что :об этом не надо говорить перед телекамерами;.

Фундаментализм СПГ лишен таких крайностей, как у Черной сотни или СХВ, но вполне последователен:

:Нация, в отличие от современного светского государства, может быть признана православной.

<...> Непризнание того, что страна, где много православных, должна быть объявлена православной, есть дискриминация по религиозному признаку;.

:Граница Руси проходит по границе Русской Православной Церкви;.

:В настоящее время из государственного хаоса может вывести только диктатура, основанная на нравственном и национальном сознании, на государственнических предпосылках;.
В дальнейшем диктатура должна перерасти в восстановление полноценного самодержавия.

:Никогда прежде европейский Запад и Америка не были настроены так открыто враждебно против России, как теперь;.

На парламентских выборах 1999 года баллотировались многие активисты СПГ, но крайне неудачно: прошел только Сергей Глазьев, не слишком тесно интегрированный в Союз. Зато все отметили, что сам Валентин Лебедев и еще один активист, главный редактор газеты :Десница; Виктор Селиванов, фигурировали в списке блока :Спас;, основой которого было РНЕ, а первым номером - Александр Баркашов. Такой ход со стороны главного редактора неполитической :Православной беседы; выглядел очень необычно, но и случайным его считать нет оснований.

Электоральные неудачи были с лихвой компенсированы мощными общественными кампаниями (СПГ и вырос на такой кампании - против показа фильма :Последнее искушение Христа;). До самого августа 2000 года СПГ активно боролся за канонизацию царской семьи, а весной и в июне 2001 года велась массированная кампания против визита Папы на Украину. В промежутке, 26 декабря 2000 г., состоялась учредительная конференция СПГ как самостоятельного общественного движения.

12 мая 2001 г. СПГ совместно с ЛДПР, а также при участии движения :Россия Православная;, Союза православных братств, Союза Православных хоругвеносцев, Союза :Христианское Возрождение; и других организаций, удалось провести антипапское шествие численностью около полутора тысяч человек (по оценке милиции). Для православных националистов - это очень большая цифра.

В тот же период СПГ и Сретенскому монастырю удалось установить близкие отношения с главным пропагандистским прокремлевским веб-сервером :Страна.Ру;, чей религиозный отдел стал рупором фундаменталистов. Но в конце августа отдел был все-таки закрыт и сотрудничество прервалось.


Православный антиглобализм...

Но главной общественной кампанией, широко развернувшейся еще осенью 1999 года и лишь несколько затихшей в лету 2001 года, стала волна протестов против товарных :штрих-кодов;, нумерации налогоплательщиков, введения :машиносчитываемой записи; в проектируемых будущих паспортах и других тому подобных вещей, казалось бы, не имеющих особо принципиального значения. Символом и основным жупелом кампании стал индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН).

Подробнее об этой эпопее, удачно названной Григорьевым :джихадом ИНН;, - см. мой (не опубликованный пока) доклад :Role of the Russian Orthodox Church in Nationalist, Xenophobic and Anti-Western Tendencies in Contemporary Russia;. В нем кратко описан ход событий до естественного затишья лета 2001 года. Суть кампании, конечно, не только в культивировании удивительных предрассудков, но и в формировании специфической концепции православного антиглобализма, в которой Запад снова выступает как мистический враг русского православия. Более умеренные антиглобалисты готовы были пренебречь такой конкретной :технической; проблемой, как введение ИНН, а радикалы настаивали на необходимости стоять насмерть уже на этом рубеже.

Для нас важно, что в :джихад ИНН; втянулись практически все православно-ориентированные группировки, а также широкие круги монашества, которое в последние годы является основным оплотом фундаментализма в Церкви. Чем образованнее была та или иная группа в православии, тем более умеренную позицию она занимала. А вот РНЕ, скажем, выпустило листовку, в которой выдумало и вовсе дикие вещи - что, мол, на полосках штрих-кода :будут нанесены все данные о вас, включая сугубо интимные;.

При этом аргументы богословов, епископов и даже почитаемых старцев радикалы отвергали одним довольно элегантным аргументом: мы :нуждаемся в защите наших реальных, а не идеализируемых, духовных потребностей;.

С другой стороны, именно :джихад ИНН; показал, что в среде православных националистов уже не только интеллектуальное лидерство, но и инициатива полностью перешли от внецерковных группировок к внутрицерковным.

При этом итоговый баланс между умеренными и радикалами не вполне ясен. Вроде бы, выиграли умеренные: в их пользу приняла решение Богословская комиссия РПЦ. Они же выработали самый пока представительный антиглобалистский документ в РПЦ, принятый на конференции :Духовные и социальные проблемы глобализации; 3-4 мая 2001 г.. И он выглядит достаточно приемлемо и для фундаменталистов, и для Патриархии.


... и его перспективы

Но и радикальные фундаменталисты отнюдь не разгромлены. Кампания против ИНН :вывела в люди; малоизвестных до этого активистов, таких как Константин Гордеев, главный редактор газеты :Святая Русь; (ранее :Сербский крест;). Но главное - эта кампания стала достоянием общества в целом и впервые подняла фундаменталистские идеи до уровня общенационального обсуждения (для сравнения: проблема канонизации Николая II дебатировалась в обществе в целом скорее в политическом ключе)и тем самым вывела на время всех православных националистов из их традиционного маргинального состояния.

Неочевидно, конечно, что им удастся развить этот успех. Пока идет определенная консолидация умеренных православных антиглобалистов, к которым в некоторой степени может быть отнесено и руководство Московской Патриархии. С другой стороны, антизападный и антиглобалистский пафос, актуализированный атакой на США 11 сентября, и достаточно распространенный в России, может придать национал-радикалам некоторое ускорение. Пока многое зависит от того, какие именно группы будут играть наиболее активную роль в идеологических маневрах внутри Церкви.

Только надо иметь ввиду, что аргументация радикальных фундаменталистов имеет то преимущество, что она - как и всякая радикальная система - внутренне очень логична и привлекает простотой и ясностью ответов. Когда один из радикальных идеологов, иеродиакон Авель (Семенов), в целой книге доказывает, что глобализация есть антирелигия и, следовательно, :никакой компромисс с ней не допустим;, это звучит понятнее, чем предложение архимандрита Тихона (Шевкунова) - инициатора всей кампании против штрих-кодов! - не обращать на ИНН и те же штрих-коды особого внимания, но глобализации в целом активно противостоять.

Конечно, останутся внецерковные националисты, для которых аргументы радикальных фундаменталистов звучат слишком церковно, и церковные националисты, для которых эти аргументы звучат слишком резко по отношению к сегодняшней Церкви. Триумфа радикальным фундаменталистам ждать не приходится. Но своим :джихадом ИНН; они уже изменили идеологический ландшафт православного национализма.



Здесь публикуется версия без ссылок на источники. Полный текст может быть загружен в виде файла Word, упакованного WinZip.