Эксперты о приходской активности православных верующих

В конце декабря 2011 года были опубликованы мнения историков социологов и историков религии, а также духовенства, по поводу результатов опроса службы «Среда». Данные опроса показали, что в жизни православных приходов участвует не более 15% верующих.

Александр Агаджанян, профессор Центра изучения религий РГГУ, считает, что «низкий уровень участия в приходской жизни – при высокой самоидентификации с православием – есть частный случай низкого уровня социального участия людей в целом, отсутствия у них навыков добровольной социальности», однако свидетельствует как о «преимущественно символической православной идентичности, не связанной с воцерковлением», так и о «некоммунитарной (несоциальной) ориентации самой Русской Православной Церкви как института».

Социолог религии Иван Забаев (Высшая школа экономики - ПСТГУ) обращает внимание на то, что «активно участвует в приходской жизни примерно столько же людей, сколько причащается несколько раз в месяц, то есть, воцерковленные, практикующие православные». Он убежден, что, если бы вопрос был задан более корректно (например, был бы перечислены различные виды приходской активности), процент был бы большим.

Сергей Лебедев, социолог религии, преподаватель Белгородского государственного национального исследовательского университета, подчеркивает, что «по объективным причинам, социальные связи человека в современном обществе в подавляющем их большинстве формируются за пределами института Церкви, в светском социокультурном пространстве» и что «даже воцерковившись, православный человек может ограничивать свою церковную жизнь в основном культовой активностью (регулярно ходить в храм, исповедоваться, причащаться, читать душеполезную литературу, даже общаться с духовником), не участвуя при этом в какой-либо совместной деятельности с другими прихожанами вне богослужения».

Священник Федор Людоговский напоминает, что приходская активность может быть разнонаправленной: обращенной вглубь, на нужны прихода, или вынесенной за его пределы. «Участие в приходской жизни может замыкаться на самом храме (пение в хоре, стояние на подсвечнике, уборка храма и т. п.), сказал священник, -  или, чуть шире, на приходе (правовая поддержка прихожан, прием гомеопата для своих и др.) или же иметь нацеленность на «внешний мир» (детдом, больницу, дом престарелых и др.).  Однако понятно, что социальный (а равно  и миссионерский) эффект от работы исключительно внутри храма и для храма не равен эффекту от «хождения в народ», от служения людям за пределами церковной ограды». Он убежден, что если данные опроса показали бы, что 1% активно участвующих в приходской жизни направляет свои усилия «за пределы прихода», «есть надежда на позитивные изменения» в Церкви.